logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:
Выявить значение черной и цветной металлургии в хозяйстве страны.
Раскрыть особенности черной и цветной металлургии.

Выявить основные типы предприятий черной металлургии и особенности их размещения.
Сформулировать проблемы металлургического комплекса и наметить пути их решения.
      

Основное содержание: черные и цветные металлы. Типы предприятий черной металлургии и особенности их размещения. Принципы размещения предприятий цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Способы действия учащихся: проанализировать карты (рис. учебника), дать характеристику главных металлургических баз России, обсудить проблемы металлургии.
Ценностный компонент урока: значение металлургии в хозяйстве страны.
      

Проверка домашнего задания:
      Так как тема «Электроэнергетика» изучается на двух уроках, то учитель сам определяет варианты проверки домашнего задания. Это могут быть: 

а) контроль за усвоением основного содержания (рубрика «Это я знаю»); 

б) проверка самостоятельных и практических работ учащихся (рубрика «Это я могу», задания тренажера);

в) творческие задания (рубрика «Это мне интересно»); 

г) подведение итогов дискуссии по проблемам атомной энергетики.

Изучение нового материала:
Металлургия — основа индустрии. Она является фундаментом машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью научно-технический прогресс страны.
Особенностью металлургии является металлоемкость и капиталоемкость производства. На нужды металлургии расходуется 14% топлива, 16% электроэнергии, т. е. около 25% этих ресурсов приходится на промышленность.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что основа металлургии — металлы, черные и цветные. Учитель рассказывает, чем черные металлы отличаются от цветных.
По следующей таблице школьники знакомятся с долей запасов разрабатываемых и подготавливаемых к освоению месторождений от общих запасов России.

Таблица 16

Полезные ископаемые

Доля запасов, %

Железная руда

55

Хромовая руда

58

Марганцевая руда

Бокситы

19

Свинец

67

Цинк

41

Медь

78

Никель, кобальт

83

Олово

49

Вольфрам

69

Молибден

52

Золото рудное

Золото россыпное

Алмазы

88

      Затем учащиеся выясняют, какие типы предприятий производят черные металлы. На основе объяснений учителя и текста § 35 школьники заполняют таблицу.

Таблица 17

Особенности металлургического комплекса

Особенности

Примеры

Металлоемкость и капиталоемкость производства

Концентрация и комбинирование производства

Сложность технологического цикла

Комплексообразующее значение в структуре хозяйства России

Влияние на окружающую среду

      Следующий этап урока — практическая работа «Особенности размещения предприятий черной металлургии в России» на основе рубрики «Шаг за шагом» (с. 166 учебника).
      С особенностями размещения предприятий цветной металлургии учащиеся знакомятся самостоятельно, изучая текст параграфа на с. 167—168 учебника и анализируя карту (рис. 64 на с. 168 учебника). Затем учитель предлагает выполнить задание 8 на с. 49 тренажера.
      Другой вариант урока — групповая работа учащихся на основе текста и иллюстративного материала § 35.
      Для первой и второй групп задания 1—4 — на усвоение содержания материала, задание 5 — творческого характера. Задания для третьей группы — творческие.
      Задания для первой группы учащихся:
      1. На основе текста параграфа выясните историю развития черной металлургии в России.
      2. Охарактеризуйте типы предприятий, входящих в состав черной металлургии.
      3. На примере отдельных заводов покажите принципы размещения предприятий черной металлургии.
      4. Заполните таблицу.

Таблица 18

Название отрасли

Выпускаемая продукция

Факторы размещения

Важнейшие металлургические базы

Проблемы развития

      5. Важнейшей проблемой сырьевой базы черной металлургии является ее удаленность от потребителя. Так, в восточных районах России сосредоточена бóльшая часть топливно-энергетических ресурсов, а основное потребление осуществляется в европейской части страны, что создает проблемы, связанные с большими транспортными затратами на перевозку. Предложите пути решения данной проблемы.
      Вопросы и задания для второй группы учащихся:
      1. На каких рудах базируется цветная металлургия?
      2. Выясните историю развития цветной металлургии.
      3. В чем особенности цветной металлургии? Как они влияют на размещение предприятий цветной металлургии?
      4. Заполните таблицу.

Таблица 19

Название отрасли

Выпускаемая продукция

Факторы размещения

Важнейшие районы добычи

Проблемы развития

      5. Более половины запасов цветных металлов (в том числе и прогнозируемых) расположено в северных районах страны. Для их разведки и добычи необходимы крупные затраты. Обсудите, что лучше — ввозить в страну цветные металлы или разрабатывать их месторождения у нас в стране, добывать руду и выплавлять металлы? Свой ответ обоснуйте.
      Вопросы и задания для третьей группы учащихся:
      1. Как вы считаете, необходима ли будет металлургия в XXI в.? Не будут ли заменены металлы другими видами материалов?
    2. Какие экологические проблемы характерны для металлургии? Дайте рекомендации по их решению, заполнив таблицу.

Таблица 20

Металлургический комплекс

Экологические проблемы

Рекомендации по решению экологических проблем

3. Норильский горно-металлургический комбинат, комбинат «Североникель» и горно-металлургический комбинат «Печенганикель», перерабатывающие медно-никелевые руды и концентраты, расположены в двух экологически напряженных районах Заполярья: на юге Таймыра и в Мурманской области. Их производственная деятельность оказывает отрицательное влияние на экологическую обстановку в этих регионах, а выбросы — на формирование потоков загрязняющих веществ, распространяющихся на большие расстояния. Как решить данную экологическую проблему? На основе имеющейся информации предложите пути решения данной проблемы.
      

Домашнее задание: 

1) изучить § 35; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа (по выбору учителя); 3) выполнить задания 16 и 17 на с. 52; 49 на с. 61; 50 на с. 62 тренажера.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.