logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

  • Выявить особенности водного и воздушного транспорта.
  • Раскрыть понятие «транспортный узел».

Основное содержание: речной транспорт. Морской транспорт. Авиационный транспорт. Транспортный узел. Транспортная магистраль.

Способы действия учащихся: проанализировать текст § 42, материалы кейса, нанести на контурную карту порты, принять участие в дискуссии.

Ценностный компонент урока: значение водного и воздушного транспорта в хозяйстве страны и для каждого человека.

Проверка домашнего задания:

1. Через какие крупные города проходит Транссибирская магистраль?

2. Определите, о какой железной дороге идет речь: «Самая длинная магистраль. Обеспечивает выход к Тихому океану».

3. Какими видами транспорта вы пользовались? Какой из них произвел на вас неизгладимое впечатление? Чем?

4. Автомобильный транспорт позволяет осуществлять перевозки «от двери к двери». Почему его называют самым динамичным видом транспорта?

5. Каковы перспективы трубопроводного транспорта? Его использование будет увеличиваться или снижаться?

Изучение нового материала:

На уроке учитель дает оценку водного и воздушного видов транспорта, раскрывает их особенности и основные проблемы.

При изучении морского транспорта учащиеся анализируют таблицу 25, наносят на контурную карту незамерзающие и замерзающие порты и выполняют задания рубрики «Откройте атлас» на с. 201 учебника.

Таблица 25

Главные морские порты России

Морской бассейн

Незамерзающие порты

Замерзающие порты

Балтийский

Калининград

Санкт-Петербург, Выборг, Приморск

Азово-Черноморский

Новороссийск, Туапсе

Таганрог

Северный

Мурманск

Архангельск, Дудинка

Тихоокеанский

Владивосток, Находка

Ванино, Магадан, Охотск и др.

Преимущество авиационного транспорта — в его скорости. Он повлиял на развитие контактов между странами и народами земного шара. Перевозки на большие расстояния на нем выгодны. Наибольшее количество горючего потребляется самолетом при взлете, а во время полета на большой высоте снижается.

Считается, что уровень развития воздушного транспорта определяется общим экономическим развитием страны.

При выявлении особенностей авиационного транспорта следует отметить, что современная экономическая ситуация в России с нарушенными межрайонными связями требует повышения роли грузовых воздушных перевозок. Как отмечают специалисты, грузооборот российского воздушного транспорта более 10 лет «топчется» на месте и равен 3 млрд т · км, что в 12 раз ниже, чем в США.

В России грузовых самолетов очень мало, а грузовые перевозки в основном осуществляются в грузовых отсеках пассажирских самолетов. Степень изношенности самолетного парка достигает 70%.

На уроке учащиеся анализируют материалы кейса «Как осуществить прорыв в развитии авиационной промышленности?».

Материалы кейса:

1. Годовой пассажирооборот авиатранспорта в мире превышает 1,2 млрд человек, а в России — 35 млн человек, что суммарно составляет приблизительно четверть населения мира. Однако фактический охват населения услугами гражданской авиации не превышает нескольких процентов (в России — 3—5%), а относительно высокие показатели пассажирооборота достигаются за счет того, что наиболее обеспеченная часть населения (как России, так и мира) совершает полеты несколько раз в год.

Эти цифры свидетельствуют о том, что резервы роста отрасли огромны, но их использование возможно лишь при условии радикального повышения доступности авиатранспортных услуг. Возможно, этого удастся достичь путем создания транспортных систем с использованием самолетов-амфибий, экранопланов, дирижаблей и т. п. Такие интегрированные мультимодальные системы, как ожидается, смогут осуществлять экономичную и быструю доставку пассажиров и грузов «от двери к двери», в том числе в труднодоступных регионах мира со слаборазвитой инфраструктурой.

Производитель, который предложит эффективное решение проблемы массовой доступности авиатранспорта, завоюет рыночную нишу, на порядок превосходящую по объемам существующие рынки гражданской авиатехники.

Российской авиационной промышленности для масштабного прорыва на мировой рынок гражданской авиатехники необходимо обеспечить качественное превосходство технико-экономических характеристик отечественного продукта над зарубежными аналогами. Достижение такого превосходства в рамках традиционных технологий представляется маловероятным. Поэтому необходима активизация фундаментальных и поисковых НИОКР, направленных на радикальное повышение экономической эффективности авиатехники и доступности авиаперевозок.

2. В качестве нерыночного способа управления рынком могут использоваться экологические нормы, регламентирующие выбросы вредных веществ и уровень шума самолетов. Зарубежные ученые практически не отрицают, что введение и последующее ужесточение экологических норм в гражданской авиации преследуют не только официально декларируемые цели защиты здоровья населения и окружающей среды, но также и завоевания благоприятных рыночных позиций авиационной промышленностью и авиакомпаниями развитых стран мира. Экономический механизм использования экологических норм в конкурентной борьбе можно упрощенно описать следующим образом:

— авиационная промышленность стран, не внедривших вовремя аналогичные экологические стандарты (это требует затрат примерно на сотни миллионов долларов в год), в том числе России и стран СНГ, вытесняется с мирового рынка авиатехники;

— авиакомпании, располагающие устаревшим (с точки зрения вновь вводимых экологических норм) парком авиатехники, вытесняются с наиболее емких рынков авиаперевозок;

— принудительное ускоренное обновление парка авиатехники по мере ужесточения экологических стандартов стимулирует сбыт продукции авиационной промышленности развитых стран мира.

Что касается авиатехники, не выработавшей свой ресурс, но уже не удовлетворяющей новейшим экологическим нормам, то она может быть продана на рынки стран третьего мира. Это позволит авиакомпаниям развитых стран мира избежать потерь из-за списания исправной авиатехники при ужесточении экологических требований. По свидетельствам зарубежных специалистов, ужесточение норм по шуму воздушных судов с 1 января 2006 г. предварялось не столько эколого-медицинским исследованием, сколько экономическим анализом возможных потерь авиакомпаний США и Западной Европы в случае реализации того или иного уровня требований.

Задания к материалам кейса:

1. Прочитайте тексты. Озаглавьте их.

2. Какие главные выводы вы сделали из текстов?

3. Опираясь на материалы текстов параграфа и кейса, предложите меры по развитию авиационной промышленности.

Текст «Чем важны транспортные узлы?» (с. 200 учебника) учащиеся изучают самостоятельно, и если по содержанию возникают вопросы, задают их учителю.

Отдельный урок обобщающего типа можно провести в форме дискуссии по проблеме «Как повысить качество пассажирских перевозок?».

«Каждый из нас является пассажиром. Жители городов ежедневно становятся пассажирами, а жители отдельных деревень — хотя бы несколько раз в жизни. Что значит быть пассажирами в России? Как улучшить качество пассажирских перевозок? Вот проблема, которую мы должны сегодня рассмотреть». Так можно начать дискуссию.

Вопросы для дискуссии:

1. В условиях рыночных отношений необходима ориентация транспорта на опережающее развитие и повышение качества пассажирских перевозок. Так ли это? Свое мнение аргументируйте.

2. Можно ли считать, что в вашем городе (районе) произошла смена ценностных ориентаций на потребителя и его спрос? Какие доводы вы используете, чтобы обосновать свою позицию?

3. По мнению специалистов, основными показателями качества перевозок считаются: надежность, скорость, сохранность, соблюдение графика, комфортность. С этих позиций оцените работу одного из видов транспорта и выскажите оценочное суждение.

4. Как вы считаете, можно ли решить проблему качества пассажироперевозок? Предложите конкретные меры.

5. Почему на транспорте билеты для детей дешевле, чем для взрослых?

6. Улучшение качества перевозок пассажиров всегда связано с увеличением стоимости оплаты. Что лучше — повысить качество перевозок и увеличить цену или не стремиться внедрять сервисное обслуживание на пассажирском транспорте? Проведите опрос своих близких и товарищей. Каково их мнение?

Итогом дискуссии могут стать творческие работы: написание рефератов, создание проектов. Обсуждение творческих работ и их представление осуществляются на специальных уроках «Не забудьте отметить свои достижения».

Домашнее задание:

1) изучить § 42; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 3—11 (если на предыдущем уроке учащиеся отдали предпочтение анкетированию, то задание 11 можно не выполнять); 3) выполнить задания 35 на с. 58; 56 и 57 на с. 62 тренажера.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.