logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока:

  • формировать понятия «экватор», «параллель», «меридиан» — линии градусной сети;
  • формировать умение определять направление по карте и глобусу;
  • измерять расстояние по глобусу и карте с помощью градусной сети;
  • раскрыть социокультурное значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте.

Оборудование: атлас, глобус, контурная карта, линейка.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Градусная сеть. Параллели. Меридианы. Нулевая параллель. Нулевой меридиан.

Способы действий учащихся: уметь определять направление по параллелям и меридианам на карте и глобусе.

Ценностный компонент урока: раскрыть значимость градусной сети для ориентирования по карте.

Работа с учебником: выборочное чтение; работа с рисунками, обеспечивающими формирование картографических умений; работа с понятийным аппаратом.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

Что такое географическая карта, каково ее значение в жизни человека?

Какими свойствами обладает карта?

Как различаются карты по масштабу?

Охарактеризуйте, как различаются карты по масштабу в географическом атласе.

Почему карты называют планшетом культуры?

Для чего современным людям нужна географическая карта?

Изучение нового материала

В начале урока у учащихся формируются знания о географической сети, образованной воображаемыми линиями параллелей и меридианов, проведенными через определенное число градусов. Учащиеся рассматривают рисунок 34 учебника и делают вывод о назначении градусной сети.

Затем у учащихся формируется понятие «параллель» — воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от экватора. Изучение нового понятия основано на работе с текстом учебника и рисунком 35, который включает все необходимые сведения об этих линиях. На контурную карту или в тетрадь тренажера учащиеся наносят элементы градусной сети, образованной параллелями — линию экватора и через равные промежутки (10°) параллели, а также самые короткие параллели, не имеющие длины — полюса. Учитель обращает внимание, что параллели — это линии направления запад — восток.

Далее у учащихся формируется понятие «меридиан» — воображаемая линия на поверхности Земли, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию. По рисунку 36 учебника учащиеся рассматривают, как располагаются меридианы на карте, находят начальный (нулевой) меридиан, который делит Землю на два равных полушария — Западное и Восточное. Учитель обращает внимание, что меридианы показывают направление север — юг.

Далее учащиеся рассматривают градусную сеть на глобусе и карте полушарий, определяют направление север — юг, запад — восток. Используя рисунок 38 учебника, учитель объясняет, как нужно это правильно выполнять.

В ходе урока учащиеся заполняют таблицу.

Сравнительная характеристика градусной сети

Признак

Параллели

Меридианы

Направление на стороны горизонта

Запад — восток

Север — юг

Начало отсчета — нулевая линия

Экватор — нулевая параллель

Нулевой Гринвичский меридиан

Окончательный отсчет

Северный и Южный полюсы

180-й меридиан

      Затем учащиеся выясняют, как ведется отсчет от параллелей и меридианов. Находят нулевую параллель — экватор, тропики, полярные круги и нулевой меридиан — Гринвичский. Учитель обращает внимание, что линии параллелей и меридианов на карте и глобусе проводят через 10°. Далее учащиеся выясняют, что длина одного градуса по меридиану равняется примерно 111 км, поэтому по картам можно выяснить расстояние в километрах от точки до точки. Формируя у учащихся умение практического применения градусной сети карты, учитель предлагает выполнить несколько заданий на умение определять на картах расстояния и направления по сторонам горизонта. Например: в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург? Какое расстояние от экватора до Москвы?

      Домашнее задание 
      
1. Изучить § 9. 
      2. Ответить на вопросы 2—9. 
      3. Выполнить задания 1, 10, 11.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.