logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

  • выяснить, как устроена Солнечная система;
  • формировать знания о Земле как планете Солнечной системы;
  • объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Оборудование: глобус, теллурий, атлас, учебник.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Вселенная. Галактика. Солнечная система. Орбита. Високосный год. Осевое и орбитальное движение Земли. Северный полюс. Южный полюс. Экватор. Тропики. Полярные круги.

Способы действий учащихся: обобщить имеющиеся сведения из естествознания и природоведения об устройстве Солнечной системы; на основе работы с текстом и рисунками учебника понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света.

Ценностный компонент урока: понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле; понимать, что Земля — часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.

Работа с учебником: комментированное чтение; работа с рисунками, терминами.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

1. Как ученые собирают информацию о Земле?

2. Назовите источники географической информации.

3. Что такое географические информационные системы? Какова их роль для науки?

4. Где используются космические исследования?

Изучение нового материала

В  параграфе учащимся встречается много терминов, с большинством из них они уже знакомы из курсов естествознания и природоведения. Поэтому важно подвести учащихся к пониманию мировоззренческой идеи о том, что планета Земля лишь малая часть Вселенной, входит в Солнечную систему, которая входит в состоящую из множества звездных систем Галактику.

Изучение нового материала необходимо начать с рассмотрения шмуцтитула «Планета Земля» (с. 21), который «вводит» учащихся в тему. Эпиграфом к уроку становятся слова М. В. Ломоносова и И. Северянина, помещенные на шмуце. Учащиеся обращают внимание на часть древней карты звездного неба.

Изучая вопрос «Как устроена Солнечная система», важно, чтобы учащиеся поняли, что Земля — планета Солнечной системы, одной из звездных систем, входящих во Вселенную.

Далее учащиеся вспоминают о том, что Земля — третья по удаленности планета от Солнца. С помощью учебника они выясняют площадь земной поверхности, среднее расстояние от Земли до Солнца, скорость обращения вокруг Солнца по орбите. Следует подчеркнуть, что все процессы и явления на Земле подчинены космическим законам, которые исследуют люди.

Изучая следующий вопрос «Как устроена наша планета», учащиеся рассматривают рисунок 9 «Вид Земли из космоса» и делают вывод, что большая часть Земли покрыта водой. Далее, используя карту полушарий (с. 184—185), учащиеся называют материки и океаны, определяя, какой материк по площади самый большой и самый маленький. Важно отметить, что сушу земного шара разделяют и на части света. Учащиеся, используя рисунок 10, называют их.

Учитель объясняет, что Земля имеет форму не правильного шара, а особую, слегка сплюснутую шарообразную форму — геоид (подобный Земле). Говоря об устройстве планеты, учитель рассказывает о взаимосвязанных оболочках Земли — атмосфере, литосфере, гидросфере, биосфере, географической оболочке, которые будут в дальнейшем изучаться на уроках.

Затем учитель переходит к объяснению вопроса о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Чтобы лучше усвоить этот материал, учитель комментирует текст учебника, анализируя рисунки 11 и 12. Для более глубокого понимания процесса движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца учитель использует глобус Солнца — теллурий. Далее учитель предлагает на рисунке 12 учебника и карте полушарий найти Северный и Южный полюсы, экватор, тропики и полярные круги.

В конце урока с целью закрепления изученного материала учитель проводит словарный диктант: сутки — это ...; год — это ...; орбита — это ...; экватор — это ...; тропики — это ...; полярные круги — это ... .

Домашнее задание

1. Изучить § 4.

2. Ответить на вопросы 2—9.

3. Выполнить задания 10—12.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.