logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока:

  • выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;
  • раскрыть значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей, контурная карта полушарий.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Освоение Земли. Великие географические открытия. Великие мореплаватели и путешественники.

Способы действий учащихся: изучить текст учебника; анализировать рисунки учебника; выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоение Земли; изучить маршруты путешествий по карте учебника; высказывать свое мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географических открытий.

Ценностный компонент урока: оценить вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие неизвестных земель; выявить значение эпохи Великих географических открытий для человечества; раскрыть ценность идей изменения образа мира по мере освоения Земли.

Работа с учебником: комментированное чтение; составление плана фрагмента «Что дала человеку эпоха Великих географических открытий?». Тип урока: комбинированный.

Организационный этап

В  начале урока дежурные информируют класс о состоянии погоды. Учащиеся сравнивают показания температуры, осадков, направления ветра, облачности в своих календарях с данными дежурных. (В течение сентября каждый урок должен начинаться со сводки погоды.)

Проверка домашнего задания

1. Что означает слово «география»?

2. Что изучает география?

3. Какие задачи стоят перед наукой?

4. С помощью каких методов ведут исследования ученые-географы?

5. Вы изучили § 1 учебника. Что у вас вызвало интерес при изучении? Что вызвало затруднение?

6. Что вы выяснили, изучая этикетки? Откуда на вашем столе продукты питания? Какой исследовательский вывод вы сделали?

Изучение нового материала

Учащимся предлагается открыть § 2 учебника и выяснить, какие вопросы будут обсуждаться на уроке.

Продолжая разговор о развитии географии, учитель подчеркивает, что это одна из первых наук, которая сопровождала и помогала человечеству в освоении земель, в выживании на той или иной территории. Раскрывая вопрос о том, что знали о нашем мире древние люди, следует обратить внимание на имена ученых Эратосфена, Аристотеля, Птолемея, Марко Поло, Афанасия Никитина, оценить их вклад в освоение мира. Анализ рисунков 1—4 учебника поможет учащимся сделать вывод о том, как постепенно менялся у людей образ мира.

Далее учитель выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди. Например, жители Индии считали, что Земля в виде половины шара покоится на слонах, а те стоят на огромной черепахе.

Раскрывая вопрос о значении эпохи Великих географических открытий, необходимо прочитать вывод, который дан в учебнике. Для углубления этого вопроса учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя с помощью учителя таблицу.

Значение Великих географических открытий

Научное

Практическое

Социально-политическое

Общечеловеческое (гуманистическое)

Утверждение идеи шарообразности Земли, единства Мирового океана; развитие картографии, географии и других наук. Описание различных территорий суши, Мирового океана, жизни людей

Совершенствовались древние карты; созданы первый глобус, навигационные приборы (компас, гномон, астролябия); открывались новые месторождения

Мир поделили на Старый и Новый Свет

Мир населен разнообразными народами, у каждого своя культура, обычаи, традиции, которые следует уважать, чтобы достичь взаимопонимания и осуществлять обмен товарами

Для формирования у учащихся умений работать с новым учебником учитель в течение урока осуществляет комментированное чтение отдельных частей параграфа и составляет с учащимися план фрагмента «Как были открыты и исследованы материки?», подчеркнув при этом значение вклада в освоение Земли русских землепроходцев и мореплавателей. 
Оценить вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие Земли поможет карта «Открытия и исследования материков и океанов» (рис. 6 учебника). Анализ и обсуждение одного из маршрутов проводятся на уроке. 
Следует подчеркнуть, что путешествовать в древние времена всегда было трудно и опасно. Первыми транспортными средствами были лодки, выдолбленные из дерева, которые постепенно совершенствовались. 

На основе проделанной работы можно предложить учащимся заполнить таблицу, закончив ее дома.

Великий мореплаватель и землепроходец

Вклад в освоение новых земель

Домашнее задание

1. Изучить § 2.

2. Ответить на вопросы 2—7.

3. Выполнить задания 1, 8 и закончить выполнение задания, начатого в классе. Задания 9, 10 выполняются по выбору учащихся.

4. При подготовке домашнего задания учащимся поможет тренажер.

Если география изучается два раза в неделю, то на эту тему следует отвести два урока. Первый урок: «Что знали о нашем мире древние», «Что дала человечеству эпоха Великих географических открытий».

Второй урок: «Как были открыты и исследованы материки», «Испанцы и португальцы: «догнать и перегнать соперника»».

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.