logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели: обобщение и проверка знаний, умений и навыков по теме (градусная сеть, определение географических координат, вычисление расстояний и направлений, определение абсолютных высот); развитие навыков работать в группе, вести диалог, умение слушать и отстаивать свою позицию; воспитывать чувство ответственности за свою работу; активизация познавательного интереса к обучению, к изучению географии.

Оборудование: карта полушарий, магнитные стрелки, конверты с заданиями для групп, листы контроля (таблицы).

Организация смотра (предварительный этап): класс делится на несколько групп (например, пять), учащиеся выбирают капитана группы.

Ход урока

I. Вводная часть.

Сегодня мы подведём итог работы по теме «Географическая карта». Наша цель – проверить и оценить знания и умения работать с этим важнейшим источником информации. Работа каждого будет оценена, но оценки вы сегодня будете ставить себе сами, после выполнения каждого этапа заданий, фиксируя результаты на листе контроля (по пяти бальной системе). Каждое задание выполняется сначала самостоятельно, а затем обсуждается группой. Отвечающего назначает капитан, он же отвечает и за честное, объективное выставление оценок. Содержание заданий находится на карточках для каждого участника в конвертах на рабочем столе группы.

– Что называют географической картой?

– Какие виды карт по изображению вам известны? Что по ним можно узнать?

– Какие общие задачи выполняют карты и планы местности?

– Чем карта отличается от плана местности?

– Почему карту называют «вторым языком географии»?

А.С. Пушкин в произведении «Борис Годунов» так отразил особенность карт: «Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! Как с облаков ты можешь обозреть всё царство вдруг: границы, грады, реки». Суть карты – её обзорность, способность разом представить огромные пространства, а знающему человеку карта позволяет не только «обозреть», но и исследовать территорию.

– Какие приёмы работы с картой мы изучали на уроках? 

II. Основная часть: проверка теоретических знаний и практических умений работать с картой.

1. Вычисление расстояний и определение направлений. 

– Дайте определение понятию «масштаб». Какие виды масштаба существуют?

Используя карточку 1 (в конверте для группы), выполните задание.

Группа 1. «Вы отправляетесь на самолёте из Москвы в Берлин. Вычислите направление между этими городами. В каком направлении полетит ваш самолёт?»

Группа 2. «Вы отправляетесь на самолёте из Москвы в Тегеран. Вычислите расстояние между этими городами. В каком направлении полетит ваш самолёт?»

Группа 3. «Вы отправляетесь на самолёте из Москвы в Дели. Вычислите расстояние между этими городами. В каком направлении полетит ваш самолёт?»

Группа 4. «Вы отправляетесь на самолёте из Москвы в Каир. Вычислите расстояние между этими городами. В каком направлении полетит ваш самолёт?»

Группа 5. «Вы отправляетесь на самолёте из Москвы в Пекин. Вычислите расстояние между этими городами. В каком направлении полетит ваш самолёт?»

Ответы на задания для групп выводятся на экран, направления показывают учащиеся от групп с помощью магнитных стрелок на настенной карте. Учащиеся проверяют задания в группе, выставляют оценки за выполнение каждому участнику группы на листы контроля.

2. Градусная сетка. Географические координаты. 

В произведении Марка Твена «Том Сойер за границей» друг Тома Сойера – Гек Финн назвал карту «вруном», потому что не увидел на земле меридианов, пролетая на воздушном шаре над Африкой. Гек Финн, видимо плохо изучил эту тему, а знаете ли её вы? Проверим:

– Что называют градусной сетью на карте? Дайте определения: «меридиан», «параллель».

– Чем отличаются меридианы и параллели?

– Дайте определение географических координат.

– Наибольшая географическая широта составляет...?

– Наименьшую широту имеют объекты , расположенные на ..?

– Самая большая долгота?

– Самое южное место на Земле?

– Длина самой большой параллели?

– Где находятся параллели наименьшей длины?

Используя карточку 2, выполните задание и проверьте свои умения.

Группа 1, 2, 3, 4, 5. «Найди объекты, имеющие данные координаты. Если всё сделано правильно, из первых букв найденных объектов можно сложить слово – название реки материка Евразия».

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

1) 6 с.ш., 62 з.д.

55 с.ш., 58 в.д.

52 с.ш., 1 з.д.

34 с.ш., 76 в.д.

35 с.ш., 52 в.д.

2) 19 с.ш., 99 з.д.

22 ю.ш., 44 з.д.

32 с.ш., 45 в.д.

6 с.ш., 62 з.д.

16 с.ш., 103 в.д.

3) 55 с.ш., 58 в.д.

6 с.ш., 62 з.д.

42 с.ш., 74 з.д.

42 с.ш., 74 з.д.

34 с.ш., 76 в.д.

4) 22 ю.ш.,44 з.д.

52 с.ш., 1 з.д.

6 с.ш, 62 з.д.

60 с.ш., 85 з.д.

22 ю.ш., 44 з.д.

– Какое слово получилось? Нашли ли вы эту реку на карте атласа? Если нет, то давайте покажем её на настенной карте. (Ответы заданий)

Обсуждение результатов и подведение итогов выполнения заданий в группе (выставление оценок на листах контроля).

3. Определение абсолютной высоты. 

Известный нам писатель Марк Твен не обошёл вниманием и знакомые свойства карт, связанные с изображением земной поверхности. Так, он описал спор двух друзей во время полёта на воздушном шаре:

«Шар летит над территорией Соединённых Штатов с большой скоростью, но Гек утверждает, что они всё ещё не пересекли штат Иллинойс:

– Я по цвету узнал. Мы всё ещё находимся над Иллинойсом. Сам можешь убедиться, что Индианы пока не видно.

– Что с тобой, Гек? Уж не спятил ли ты? Разве можно штаты по цвету узнавать?

– Можно.

– Да при чём же тут цвет?

– При том! Иллинойс зелёный, а Индиана розовая. Ну-ка, покажи мне внизу что-нибудь розовое, если можешь. Нет, сэр, тут всё зелёное.

– Индиана розовая? Что за чушь!

– Вовсе это не чушь, я сам видел на карте, что она розовая…

– Знаешь, Гек Финн… если б я был таким остолопом, как ты, я бы давно уже за борт прыгнул. Он на карте видел! Да неужто ты воображаешь, что каждый штат в природе такого же цвета, как на карте?

– Скажи-ка, Том Сойер, для чего, по-твоему, существует карта? Ведь она сообщает нам о фактах?

– Разумеется.

– Ну как же она может сообщать нам о фактах, если она всё врёт?»

– О каком виде карты шла речь в этом отрывке? (Тематическая, политическая карта)

– Если сопоставить цвета видимой поверхности Земли на физической и политической карте, они совпадут? Для чего же тогда используют цветовую окраску на физической карте?

– Объясните понятия: «послойная окраска», «шкала высот», «шкала глубин».

Используя карточку 3, выполните задание:

Группа 1. «Определите и сравните абсолютную высоту городов Дели и Пекин на материке Евразия».

Группа 2. «Определите и сравните абсолютную высоту городов Каир и Кейптаун на материке Африка».

Группа 3. «Определите и сравните абсолютную высоту городов Нью-Йорк и Мехико на материке Северная Америка».

Группа 4. «Определите и сравните абсолютную высоту городов Бразилиа и Буэнос-Айрес на материке Южная Америка».

Группа 5. «Определите и сравните абсолютную высоту городов Канберра и Сидней на материке Австралия».

Ответы заданий на слайде. Обсуждение, выставление баллов, их суммирование.

III. Итог урока.

– Как вы считаете, карта наш помощник в работе или «большой врун», как считал Гек Финн?

– Расскажите о значении карт и планов в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Назовите профессии, в освоении которых необходимо знание карт и умение ими пользоваться.

Подведём итоги нашей работы по теме (выставление оценок каждому учащемуся на основании листов контроля групп).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.