logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

  • Сформировать знания об особенностях природы Азии.
  • Закрепить общеучебные умения: сравнивать, описывать, анализировать.
  • Развивать умение работать с «параграфами-путешествиями».

Оборудование: учебник, атлас, карты путешествий учебника, видеоматериалы.

Основное содержание: маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.

Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.

Проверка домашнего задания:

1. Каковы занятия населения стран Азии, по которым мы путешествовали на прошлом уроке, и как они связаны с природными условиями?

2. Дайте характеристику климата Аравийского полуострова.

Изучение нового материала:

Начинается путешествие на Малоазиатском нагорье. Учитель сообщает, что Малоазиатское нагорье занимает полуостров Малую Азию. Северные и южные его окраины представлены средневысотными молодыми горами. Остальная часть полуострова — полупустынное плоскогорье. В западных и южных частях полуострова климат средиземноморский. (Дайте характеристику средиземноморского типа климата. Вспомните основных представителей животного и растительного мира.)

На тщательно возделываемых полях собирают до четырех урожаев. Повсюду красуются апельсиновые и мандариновые сады. Но главное богатство этого края — хлопчатник. «Белое золото» дало толчок развитию здесь текстильной промышленности. На обращенных в сторону Черного моря склонах гор, где много осадков, растут широколиственные леса. Средиземноморское побережье Турции обладает большими рекреационными ресурсами: климат мягкий, природа щедрая, великолепные пляжи, курорты.

Пролетая над Средиземным морем, учащиеся дают его характеристику.

Продолжая путешествие по странам Ближнего Востока, отмечаем преобладающий ландшафт этого региона — каменистые и песчаные пустыни с временными водотоками и редкие оазисы. Одновременно с традиционными производствами, разведением скота и выращиванием продовольственных культур очень динамично развивается нефтяная отрасль. Открытие огромных нефтяных месторождений придало неожиданную силу многим странам региона. Учащиеся выступают с сообщениями о памятниках Всемирного культурного наследия этого региона.

Путешествуя по Центральной Азии, школьники, используя текст § 54 и карты атласа, определяют основные природные условия и ресурсы стран Центрально-Азиатского региона и заполняют таблицу 61.

 

Таблица

Природные условия и ресурсы стран Центрально-Азиатского региона

Узбекистан

Туркмения

Киргизия

Природные условия

Природные ресурсы

В целях систематизации знаний, полученных в ходе путешествия, учащиеся заполняют таблицу 62. При заполнении таблицы следует использовать карты учебника и карты атласа.

 

Таблица

Природные зоны Азии

Природная зона

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Хозяйственная деятельность

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

Полупустыни и пустыни

Степи и лесостепи

Саванны и редколесья

Переменно-влажные леса

Влажные экваториальные леса


Продолжая путешествие по Центральной Азии, мы попадаем в Тибет. Тибет — самое большое в мире нагорье, а вместе с Гималаями — самое высокое поднятие на всей Земле. Однако, несмотря на это, горные хребты над окружающей местностью возвышаются невысоко. Чем это объяснить? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, какой климат преобладает в Тибете и как он влияет на породы, слагающие горные хребты. Следует отметить, что климат здесь резко континентальный, с большими колебаниями температур не только в течение года, но и суток. Часто случаются бури. Они наполняют воздух тучами пыли и песка, иногда взметают даже гальку. Продукты выветривания заполняют межгорные долины, поэтому здесь нет глубоких ущелий. Только на востоке Тибетского нагорья, где текут реки Хуанхэ, Янцзы, Меконг, много глубоких речных долин в виде ущелий.
Но, несмотря на все свое бесплодие и неблагоприятные климатические условия, в пустыне северной части Тибета разнообразен животный мир. Там много грызунов — пищух, на которых охотится тибетский черный медведь. Встречаются дикие овцы, газели, куланы. Самое замечательное животное высокогорий — як. Тело яка покрыто густой и длинной шерстью. Владелец такой шубы не боится даже сорокаградусных морозов. От домашних яков получают шерсть, мясо, молоко, кожу. Кроме того, это прекрасное вьючное животное. С большим вьюком на спине як может пройти по самым крутым тропам.
Знакомство со странами Южной Азии осуществляется в процессе выполнения следующего задания: составьте сравнительную характеристику стран Южной Азии, используя план, предложенный в таблице 63.

 

Таблица

Непал

Пакистан

Бангладеш

Столица

Особенности географического положения страны

Основные природные условия

Основные природные ресурсы

Численность населения

Этническая структура

Религиозный состав

Виды хозяйственной деятельности

 

Дальнейшее путешествие предполагает заполнение таблицы «Природные зоны Азии», предложенной на предыдущем уроке.
Заканчивается путешествие в Японии. Учитель подчеркивает самобытность этой страны. Ее называют Страной восходящего солнца. Можно предложить учащимся ответить на вопрос, почему ее так называют.
Формированию национальных особенностей способствуют религия и природа. Рассмотрите таблицу 64 «Праздники Японии». Определите по ним некоторые специфические особенности японского менталитета.

 

Таблица

Дата

Название праздника

1 января

Первый день Нового года

Второй понедельник января

День совершеннолетия

11 февраля

День основания государства

21 марта

День весеннего равноденствия

29 апреля

День Сёва (День рождения бывшего императора)

3 мая

День конституции

4 мая

День зелени

5 мая

День детей

Третий понедельник июля

День моря

Третий понедельник сентября

День почитания старших

23 сентября

День осеннего равноденствия

Второй понедельник октября

День спорта

3 ноября

День культуры

23 ноября

День благодарности труду

23 декабря

День рождения императора

В Японии укоренилась давняя традиция воссоздавать природу в миниатюре. Японцы украшают свои небольшие участки при доме карликовыми садиками или игрушечными ландшафтами — бонкей.
Японцы умеют наслаждаться красотой природы и ее переменчивостью. Весной — это любование цветением сакуры, летними вечерами — любование полной луной, а осенью — любование многоцветием кленовой листвы.
В заключение урока учитель предлагает задание: укажите наиболее известные достопримечательности городов Азии.

Таблица

Город

Страна

Достопримечательности 
(символы города)

Иерусалим

Стамбул

Мекка

Бангкок

Шанхай

 

Домашнее задание: 

1) изучить § 55; 2) выполнить задания 2—4; задание 1 — на контурной карте.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.