logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока:

  • Выявить географическое положение России.
  • Оценить место России среди других государств мира.
  • Формировать умение показывать границы России и пограничные государства.

Основное содержание: Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других стран мира. Государственная граница России.

Практикум.

Обозначение на контурной карте государственной границы России.

Способы действия учащихся: работать с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, проанализировать карту административно-территориального деления России, обсудить с одноклассниками вопрос: «Есть ли страны холоднее, чем Россия?»

Ценностный компонент урока: географическое положение России, его влияние на развитие культуры, хозяйства и население страны.

Изучение нового материала:

Первая часть урока посвящена знакомству с учебником.

На уроке перед учащимися ставится познавательная задача: подготовить визитную карточку России в форме эссе (краткое описание в произвольной форме). Визитная карточка готовится на основе нескольких составляющих:

— ценностная составляющая (материалы для нее можно найти на шмуцтитуле «Россия в мире», на картах, диаграммах и в тексте § 1);

— проблемно-познавательная составляющая (для ее наполнения учащиеся отвечают на вопросы перед § 1);

— деятельностная составляющая (учащиеся изучают § 1, анализируют карты и рисунки, особое внимание уделяя рисунку 2 на с. 6 учебника). Итогом анализа является заполнение таблицы.

Таблица 1

Особенности географического положения России

Следствие выделенных особенностей географического положения

      

Затем учащиеся анализируют таблицу 3 (см. Приложение, с. 256 учебника);
— рефлексивная составляющая (учащиеся выполняют рефлексивное задание). Им предлагается закончить предложения: «Россия для меня — ...», «Моя страна — ...», «Россия — ...»);
— технологическая составляющая (подготовка эссе «Визитная карточка России»). При написании эссе учащиеся опираются на свои знания, умения, ощущения, эмоции;
— презентативная составляющая (презентация школьниками своих эссе). После презентации эссе помещаются на большом листе ватмана в кабинете географии. Эксперты из числа учащихся оценивают эти работы.
Вторая часть урока посвящена изучению стоп-кадра «Есть ли страны холоднее, чем Россия?» (с. 7—8 учебника). Для обсуждения этой проблемы необходимо проанализировать рисунки 4 и 5 на с. 8 учебника и можно провести дискуссию по заданию 15 рубрики «Это мне интересно».
Другой вариант этой части урока — организация дискуссии по теме «Хорошо или плохо иметь большую территорию?». В ходе обсуждения этой темы учитель знакомит учащихся с высказываниями некоторых ученых. Например, ученый-географ Я. Г. Машбиц считал, что территория — величайшая общечеловеческая ценность; В. И. Вернадский писал, что мы недостаточно оцениваем значение «огромной непрерывности нашей страны»; историк В. О. Ключевский отмечал, что обширная территория России способствовала тому, что русский человек воспитывался в пренебрежительном отношении к территории.
      Итогом дискуссии может стать заполнение таблицы и формулирование вывода с последующей его аргументацией.

Таблица 2

Преимущества большой территории

Недостатки большой территории

В конце урока следует посвятить несколько минут закреплению изученного материала, используя вопросы и задания рубрики «Это я знаю» на с. 9 учебника.
     

 Домашнее задание: 

1) изучить § 1; 2) выполнить задания 9—11 рубрики «Это я могу»; задания 12*—14* по желанию учащихся.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.