logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

  • Выявить особенности рек России.
  • Углубить знания учащихся о российских реках.
  • Раскрыть понятия «режим реки», «расход воды», «годовой сток», «падение реки», «уклон реки».

Основное содержание: питание и режим реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт по типовому плану. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

Способы действия учащихся: работать с текстом § 24, выявить на основе анализа физической карты и карт на с. 115—117 учебника особенности речной сети России, определить падение и уклон реки, нанести на контурную карту крупнейшие реки России, охарактеризовать одну из них по типовому плану.

Ценностный компонент урока: значение рек для хозяйства России и человека.

Проверка домашнего задания:

1. Покажите на физической карте моря, омывающие берега России.

2. Выберите верный ответ. На севере Россия омывается морями:

а) Балтийским и Белым;

б) Беринговым и Лаптевых;

в) Белым и Карским.

3. Дайте сравнительную характеристику Восточно-Сибирского и Берингова морей по типовому плану.

4. Каковы основные особенности российских морей?

5. Как решать экологические проблемы российских морей?

6. Вы бывали когда-нибудь на море? Если да, то на каком? Расскажите о впечатлениях, которые на вас произвело впервые увиденное море.

Изучение нового материала:

В начале урока учитель задает учащимся вопросы: «Являются ли для вас реки ценностью? Если да, то в чем эта ценность?» Из ответов учащихся становится ясно, что реки для них являются и ресурсом, и источником здоровья, и источником вдохновения, а также эстетической ценностью.

После ответов на вопросы: «Каковы особенности российских рек? Что о реках вы уже знаете? Что называется рекой? Имеется ли у вас любимая речка? Какими компонентами природы определяются особенности рек?» — учитель предлагает учащимся составить схему, раскрывающую особенности речной сети и ее зависимость от рельефа и климата.

 

Схема 14


 

Изучая вопрос «Куда текут речные воды?» (учебник), ученики анализируют карты (рис. учебника) и выясняют особенности типов питания рек, сроки их замерзания.

Учитель объясняет, что такое режим реки, расход воды, годовой сток, как определить падение и уклон реки. При этом он обращает внимание школьников на карту (рисунок учебника). Затем учитель дает практическое задание, используя рубрику «Шаг за шагом» учебника, определить падение и уклон рек (реки учитель может выбрать сам или же воспользоваться их перечнем в рубрике «Откройте атлас» на с. 120 учебника) или выполнить задание 46 на с. 38 тренажера.

С особенностями российских рек ученики знакомятся, изучая рубрику «Читаем карту» и анализируя рисунок учебника.

На уроке следует обратить внимание учащихся на фотографии (слайды) учебника, передающие неповторимый облик российских рек.

В завершение урока учащиеся выполняют задания 15 на с. 28, 17 на с. 29, 43 и 44 на с. 37, заканчивают задание 16 на с. 28—29 тренажера, а также наносят на контурную карту реки, названия которых выделены в параграфе жирным шрифтом. Можно, если останется время, предложить ученикам задание 4 Практикума или дать его на дом.

Домашнее задание

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.