logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока:

  • Выявить значение электроэнергетики для хозяйства страны и для общества.
  • Установить существенные признаки понятий «электроэнергетика», «энергосистема».
  • Охарактеризовать различные типы электростанций.
  • Выявить особенности размещения электростанций в России.
  • Раскрыть проблемы электроэнергетики.

Основное содержание: электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций. Энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Способы действия учащихся: выявить долю различных типов электростанций в выработке электроэнергии, проанализировать карту «Электроэнергетика», выполнить задание тренажера.

Ценностный компонент урока: значение электроэнергетики для хозяйства страны и для общества, основные источники загрязнения в электроэнергетике.

Проверка домашнего задания:

Проверка домашнего задания строится следующим образом: сначала подводятся итоги обсуждения материалов кейса и делается вывод о перспективах развития топливной промышленности в России, а затем учитель осуществляет проверку заданий тренажера (выборочно).

Изучение нового материала:

На изучение электроэнергетики лучше отвести два урока. Первый урок посвятить теоретическим вопросам электроэнергетики, а второй — дискуссии «Проблемы атомной электроэнергетики».

Первый урок начинается мотивационным диалогом по выявлению значения электроэнергетики для хозяйства страны и для общества. Учитель сообщает, что данную отрасль рассматривают как элемент материальной культуры, созданной достижениями человечества. Электроэнергетику называют стержнем материально-технической базы общества.

Затем учитель раскрывает понятие электроэнергетика — выработка электроэнергии (на различных видах электростанций) и ее передача на расстояние по линиям электропередач. В данное понятие входят процессы генерирования, трансформации и потребления электроэнергии. Чтобы выявить варьирующие признаки понятия «электроэнергетика», учащиеся знакомятся с типами электростанций и устанавливают их различия. В этом вопросе им поможет лучше разобраться рисунок 62 на с. 160 учебника.

Следующий вопрос, который предстоит рассмотреть, — что такое энергосистема и в чем ее значение. Учитель подчеркивает, что объединение в энергосистемы необходимо потому, что, во-первых, электроснабжение потребителей должно обеспечиваться с высокой степенью надежности; во-вторых, потребление электроэнергии неодинаково в различное время суток, поэтому для покрытия пиковых нагрузок наилучший способ — включение в энергосистему ГЭС; в-третьих, разница во времени на территории России позволяет перебрасывать энергию из одних регионов в другие. Энергосистемы Центральная, Северо-Западная, Волжская, Уральская, Северо-Кавказская и Сибирская составляют Единую энергетическую систему, которая охватывает энергосистемы других республик бывшего СССР.

С целью обобщения знаний о типах электростанций учащиеся заполняют таблицу.

 

Таблица 14

Тип электростанций

Доля в выработке электроэнергии

Технико-экономические особенности

Крупнейшие электростанции

Особенности размещения электростанций на территории России учащиеся изучают на основе анализа карты «Электроэнергетика» атласа и делают выводы.
Далее на уроке рассматриваются проблемы электроэнергетики. Лучше их выявить на фоне электроэнергетики своего региона. Учитель задает школьникам вопросы: «Какие типы электростанций действуют в вашем регионе? Каковы экологические проблемы, связанные с их деятельностью?»
В электроэнергетике основными источниками загрязнения окружающей среды являются тепловые электростанции.
Для того чтобы ученики смогли обсуждать экологические проблемы электроэнергетики, им предлагается проанализировать следующую таблицу.

Таблица 15

Основные вещества, загрязняющие атмосферу

Загрязняющие вещества

ПДК максимально разовая, мг/м3

Основные источники выбросов

Воздействие на здоровье человека

Твердые взвешенные частицы (ТВЧ)

0,5

Энергетика, металлургия, стройиндустрия, транспорт

Раздражение дыхательных путей, обострение астмы, легочных и сердечных заболеваний, ряд ТВЧ — канцерогены

Диоксид серы (SO2)

0,5

Энергетика, автотранспорт

Раздражение дыхательных путей, обострение астмы, легочных и сердечных заболеваний

Оксид углерода (СО)

5,0

Автотранспорт

Нарушение способности крови поглощать кислород, обострение заболеваний сердца

Оксид азота (NO)

0,085

Энергетика, транспорт

Раздражение дыхательных путей, обострение астмы, легочных и сердечных заболеваний, возможно снижение сопротивляемости организма болезням

Углеводороды

Автотранспорт, металлургия, энергетика, нефтепереработка

Тошнота, сонливость, головные боли, некоторые углеводороды — канцерогены

Бенз(а)пирен

0,1 мкг/100 м3(среднесуточная)

Энергетика, металлургия, автотранспорт

Канцероген, возможно мутагенное воздействие

Другим источником загрязнения окружающей среды в электроэнергетике является сброс загрязненных сточных вод в водоемы (см. схему).

Схема 20


Многочисленные шлакоотвалы становятся источником загрязнения подземных вод. Крайне загрязнены подземные воды в районе Курска (ТЭЦ-1), Нижнего Новгорода (Сормовская ТЭЦ), Конакова (Конаковская ГРЭС).

После обсуждения экологических проблем электроэнергетики учитель предлагает выполнить задание 26 на с. 54 тренажера и обращает внимание учащихся на то, что существенно снизить объемы выбросов можно, только перейдя на новые виды топлива, создав современные очистные сооружения — электрофильтры, внедрив технологии по повышению эффективности использования альтернативных источников энергии (ветра, термальных вод, приливов).

На уроке следует рассмотреть вопрос о перспективах развития электроэнергетики. Учитель констатирует: опережающими темпами будет возрастать производство электроэнергии: с 878 млрд кВт • ч в 2000 г. до 1500—2300 млрд кВт • ч к 2030 г. При этом величина установленной мощности электростанций к концу периода достигнет 300—470 млн кВт. Производство электроэнергии потребует расходов топлива в объеме 310—435 млн т н. э.

К 2030 г. ожидается двухкратный рост потребления электроэнергии в мире; бóльшая часть прироста будет приходиться на развивающиеся страны. К этому периоду почти половина добываемого природного газа будет сжигаться на электростанциях. Электроэнергетика останется наиболее капиталоемким сектором: на ее долю придется около 60% всех инвестиций (примерно 10 трлн долл. США) в мировой топливно-энергетический комплекс, половина из которых должна быть освоена в развивающихся странах.

Возобновляемые источники энергии увеличат свой вклад в энергетический баланс мира с 2% в 2002 г. до 6% к 2030 г. Наиболее реальными источниками этого вида остаются гидроэнергия, энергия ветра и биомасса. Основной прирост их использования придется на Западную Европу, где сильна государственная поддержка этого направления.

Второй урок можно провести в форме дискуссии «Проблемы атомной электроэнергетики».

Чтобы дискуссия охватила большой спектр проблем, школьникам предлагается обсудить вопрос о перспективах развития АЭС. По проблемам развития АЭС существуют различные точки зрения:

1. Путь на развитие АЭС ошибочен. Вследствие аварий, сознательных диверсий или природных катастроф возможны катастрофические бедствия. Развитие АЭС необходимо запретить.

2. АЭС едва ли не наиболее чистые в экологическом отношении источники энергии. Их строительство важно в связи с нарастающим дефицитом нефти и газа. Строительство АЭС возможно практически в любом районе. При тщательном соблюдении мер предосторожности АЭС безвредны. За АЭС будущее энергетики.

3. Человечество проявляет поразительную недальновидность, слабо используя альтернативные источники энергии (энергию Солнца, ветра, приливов, внутриземного тепла). Им принадлежит будущее.

Учитель обращается к учащимся: «Какую точку зрения в этом споре разделяете вы? Ответ аргументируйте».

Чтобы обсуждение осуществлялось с учетом общечеловеческих ценностей, школьникам предлагается алгоритм, позволяющий выбирать свою позицию в споре:

— какие потребности человека удовлетворяются в результате строительства электростанций (ГЭС на Волге, ветроэнергетических установок и др.);

— интересы каких социальных групп (ведомственные, общечеловеческие) отражает создание электростанций;

— каковы масштабы воздействия электростанций на окружающую среду;

— как деятельность электростанций отражается на здоровье человека;

— каков экономический эффект для хозяйства страны.

Дискуссия строится как целенаправленный обмен идеями, ценностными суждениями. Дискуссия должна иметь особый эмоциональный настрой.

Материалы для дискуссии:

Принципиальным вопросом в развитии электроэнергетики является оценка возможностей ядерной энергетики. При отсутствии ограничений на ввод мощностей АЭС выработка электроэнергии на АЭС может вариантно увеличиться со 131 млрд кВт • ч в 2000 г. до 390—765 млрд кВт • ч к 2030 г. При этом мощности АЭС к концу периода должны составить 50—100 млн кВт. Введение ограничений на развитие мощности АЭС приведет к росту расходов органического топлива, в первую очередь угля, что отразится на величине выбросов СО2.

Поэтому ожидается незначительный рост ядерной энергетики, при этом ее доля в генерировании электроэнергии даже сократится. На АЭС произойдет значительный объем ввода новых мощностей на замену выбывающих по срокам эксплуатации. В западноевропейских странах проводится политика вытеснения ядерной энергетики, хотя азиатские страны (Китай, Республика Корея, Япония и Индия) продолжат свои программы расширения использования ядерной энергии для выработки электроэнергии. Однако не исключено, что ряд развитых стран может изменить свое отношение к ядерной энергетике и станет наращивать мощности АЭС, так как уход от ядерной энергетики, обоснованный эколого-политическими причинами, уже теряет свою актуальность. Сейчас табу с обсуждения атомной энергетики снято.

Домашнее задание

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.