logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

  • Раскрыть особенности озер, болот, подземных вод, ледников.
  • Раскрыть проблемы внутренних вод России.
  • Формировать умение работать с картами, таблицами.

Основное содержание: озера. Крупнейшие озера России. Типы озер. Болота. Верховые и низинные болота. Подземные воды. Артезианский бассейн. Ледники. Охрана водных ресурсов.

Способы действия учащихся: работать с текстом § 25, дать описание озера по типовому плану, нанести на контурную карту крупнейшие озера России.

Ценностный компонент урока: значение внутренних вод России.

Проверка домашнего задания:

1. Выберите верный ответ. Превышение истока над устьем — это:

а) падение реки;

б) уклон реки;

в) расход воды.

2. Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:

а) половодьем;

б) годовым стоком;

в) уклоном реки.

3. Выберите верные ответы. От климата зависят:

а) скорость и характер течения;

б) режим реки;

в) установление ледового покрова.

4. Большинство рек России относится к бассейну:

а) Северного Ледовитого океана;

б) Тихого океана;

в) Атлантического океана.

5. Назовите особенности российских рек.

Изучение нового материала:

В начале урока учащиеся вспоминают, что называется озером, называют крупнейшие озера России, самое большое и самое глубокое озера. Учитель предлагает выполнить задание 33 на с. 33 тренажера или задание 8 на с. 125 учебника.

Учитель сообщает, что озера различаются по происхождению озерных котловин, называет их виды и приводит примеры (например, Кроноцкое озеро имеет вулканическое происхождение, озеро Байкал — тектоническое). Он просит учащихся обратиться к рисунку учебника и внимательно изучить его.

Далее он рассказывает о факторах, влияющих на распространение озер, и среди них называет три главных фактора, которые можно отразить в виде схемы.

 

Схема 15


 

С болотами, подземными водами, ледниками школьники знакомятся самостоятельно, изучая материал § 25.

Во второй части урока учащиеся в ходе групповой работы обсуждают проблему чистой воды в России.

Складывается удивительная ситуация. Россия — одна из стран, обладающих богатейшими водными ресурсами в мире (уступает только Бразилии с ее Амазонкой). Пресной воды в нашей стране много, но проблема чистой воды не обошла и ее. Треть жителей России используют воду, не прошедшую очистку, а по качеству водоочистки наша страна отстает от западноевропейских стран.

Ежегодно на приобретение воды в магазинах тратится 45 млрд рублей, вместе с тем купленная вода может оказаться опаснее водопроводной. 20 — 30 млрд рублей ежегодно люди тратят на покупку различных фильтров, которые не спасают от болезнетворных микробов. На 70% изношены водопроводные трубы, а на их ремонт необходимо свыше 50 млрд рублей в год.

По прогнозам ООН, к середине XXI в. от нехватки пресной воды будут страдать 48 стран с населением 2 млрд человек. Как быть?

Учитель предлагает школьникам подготовить презентацию, на которой они представят свои предложения по решению данной проблемы. Для актуализации проблемы необходимо привлечь внимание общественности. Листовки с формулировкой проблемы, предложениями по ее решению, призывами помнить, что от качества питьевой воды зависит продолжительность жизни, наше здоровье, здоровье детей, размещаются на школьном сайте, в стенгазете и т. д.

Затем учитель предлагает выполнить задания 45 на с. 37 и 51 на с. 39—40 тренажера.

Другим вариантом второй части урока может быть участие школьников в проекте «Питьевая вода — мое здоровье» (задание 11 учебника).

1. Выберите верный ответ. Основной причиной образования болот является:

а) недостаточное увлажнение;

б) плоский рельеф;

в) близость грунтовых вод.

2. Выберите верный ответ. Большинство озер европейской части России:

а) сточные и соленые;

б) сточные и пресные;

в) бессточные и пресные.

3. Выберите верный ответ. Наиболее широко в хозяйственных целях используются воды:

а) озер;

б) рек;

в) ледников;

г) болот.

4. Дайте описание Ладожского озера по плану (или описание озера вашей местности).

5. Как решить проблему чистой воды?

Домашнее задание:

1) изучить § 25; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—7, 9 на с. 125 учебника; 3) выполнить задание 18 на с. 29 тренажера или дать описание Ладожского озера по плану.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.