logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

  • Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России.
  • Сформировать понятия «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон».

Основное содержание: атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Циклон. Антициклон.

Способы действия учащихся: работать с текстом § 19, проанализировать карту (рис. учебника) и рисунки данного параграфа, составить схемы.

Ценностный компонент урока: влияние атмосферной циркуляции на климат России.

Проверка домашнего задания:

1. Что называется солнечной радиацией? В каких единицах она измеряется?

2. От чего зависит суммарная радиация?

3. Общее количество радиации, достигшей земной поверхности, называется:

а) поглощенной радиацией;

б) суммарной радиацией;

в) радиационным балансом.

4. При движении к экватору величина суммарной солнечной радиации:

а) увеличивается;

б) уменьшается.

Изучение нового материала:

Учитель начинает урок с вопросов: «Что такое циркуляция атмосферы? Что называется воздушными массами? Какими свойствами они обладают?»

Учитель рассказывает о воздушных массах, господствующих над территорией России, и об их свойствах. Он обращает внимание учащихся на то, что воздушные массы находятся в постоянном движении, а их свойства зависят от той поверхности, где они формируются. Особое внимание он уделяет западному переносу воздушных масс. Учитель на доске, а учащиеся в тетради вычерчивают схему.

 

Схема 9


 

Учитель предлагает школьникам дополнить схему информацией о свойствах этих воздушных масс и районах их формирования.

Другим вариантом может стать выполнение задания 11 тренажера.

Далее обсуждается вопрос: как воздушные массы сменяют друг друга? Учащиеся читают фрагмент текста на с. 91 учебника и анализируют рисунок 36, после чего делают вывод о влиянии соседних территорий на климат России.

Затем учитель переходит к объяснению понятия атмосферный фронт — переходная зона между двумя разнородными воздушными массами. Учащиеся изучают рисунки учебника и объясняют, как изменяется погода при вторжении холодного и теплого фронтов. Результат изучения текста «Что происходит на границах воздушных масс?» и рисунков может быть представлен в виде схемы.

 

Схема 10


 

Учитель объясняет, что с атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов. Формирование понятий происходит следующим образом: введение понятий (выясняется, что означают слова «циклон» и «антициклон», даются определения понятий) — существенные признаки понятий (определяются путем анализа рисунка учебника; составляется схема «Признаки циклональной и антициклональной погоды») — применение понятий (выполнение тренировочных заданий разного уровня, связь с личным опытом учащихся).

 

Схема 11


 

В завершение урока проводится словарный диктант на усвоение терминов и понятий данного параграфа, выполняются задания 7—10 учебника.

Домашнее задание:

1) изучить § 19; 2) ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Это я знаю» на с. 94 учебника; 3) выполнить задания 11 и 12 на с. 27 тренажера.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.