logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

  • Раскрыть, от чего зависит рельеф поверхности.
  • Познакомить учащихся с изменением горных пород в процессе выветривания.
  • Определить, какие внешние процессы и как влияют на рельеф.

Основное содержание: скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Виды выветривания. Деятельность ветра, текучих вод, ледника. Мерзлотный рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Способы действия учащихся: работать с текстом и иллюстративным материалом § 16, составить таблицу «Влияние внешних сил на рельеф России».

Ценностный компонент урока: взаимосвязь внешних и внутренних процессов, их рельефообразующая роль.

Проверка домашнего задания:

1. Почему платформы выражены в рельефе равнинами, а геосинклинали — горными областями?

2. Объясните, чем отличается строение плиты от строения щита.

3. Дайте определение тектонической структуры.

4. Где на территории России расположены самая высокая и самая низкая точки? Как они называются?

5. Расскажите о связи рельефа России с тектоническим строением ее территории.

Изучение нового материала:

Урок начинается с обсуждения влияния внешних сил на формирование рельефа и изменение его облика. Учитель говорит, что внешние силы преобразуют рельеф поверхности в процессе выветривания. Он называет виды выветривания и дает их краткую характеристику. Акцентируя внимание учащихся на разнообразии внешних сил, учитель подчеркивает, что основное их действие — разрушение, перемещение, отложение продуктов выветривания.

 

Схема 6


      

Чтобы учащиеся получили наглядное представление о физическом и органическом выветривании, учитель рекомендует обратиться к рисункам на с. 77 учебника. (А приходилось ли вам наблюдать результаты выветривания? Как вы определили, что подобные преобразования рельефа произошли в процессе выветривания?)
На основе текста § 16 учащиеся заполняют таблицу.

Таблица 9

Влияние внешних сил на рельеф России

Внешние силы, формирующие рельеф

Формы рельефа, созданные в результате деятельности внешних сил

Где встречаются эти формы рельефа

Деятельность текучих вод

Речные долины, овражно-балочная сеть

Центральная часть Восточно-Европейской равнины

Деятельность ветра

Песчаные холмы, гряды, дюны, барханы

Прикаспийская низменность, Куршская коса

...

На уроке следует подчеркнуть, что наряду с внешними и внутренними силами на формирование рельефа оказывает влияние хозяйственная деятельность человека. (Какие виды хозяйственной деятельности человека приводят к изменению рельефа? Какие формы при этом образуются?) Изменение рельефа приводит к окультуриванию ландшафта или, наоборот, к его разрушению (например, овражно-балочная сеть).
В заключение урока школьникам можно предложить выполнить задания 4—6 на с. 25; 54 на с. 41 тренажера.
      

Домашнее задание: 

1) изучить § 16; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.