Цели урока:
Основное содержание: скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Виды выветривания. Деятельность ветра, текучих вод, ледника. Мерзлотный рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Способы действия учащихся: работать с текстом и иллюстративным материалом § 16, составить таблицу «Влияние внешних сил на рельеф России».
Ценностный компонент урока: взаимосвязь внешних и внутренних процессов, их рельефообразующая роль.
Проверка домашнего задания:
1. Почему платформы выражены в рельефе равнинами, а геосинклинали — горными областями?
2. Объясните, чем отличается строение плиты от строения щита.
3. Дайте определение тектонической структуры.
4. Где на территории России расположены самая высокая и самая низкая точки? Как они называются?
5. Расскажите о связи рельефа России с тектоническим строением ее территории.
Изучение нового материала:
Урок начинается с обсуждения влияния внешних сил на формирование рельефа и изменение его облика. Учитель говорит, что внешние силы преобразуют рельеф поверхности в процессе выветривания. Он называет виды выветривания и дает их краткую характеристику. Акцентируя внимание учащихся на разнообразии внешних сил, учитель подчеркивает, что основное их действие — разрушение, перемещение, отложение продуктов выветривания.
Схема 6
Чтобы учащиеся получили наглядное представление о физическом и органическом выветривании, учитель рекомендует обратиться к рисункам на с. 77 учебника. (А приходилось ли вам наблюдать результаты выветривания? Как вы определили, что подобные преобразования рельефа произошли в процессе выветривания?)
На основе текста § 16 учащиеся заполняют таблицу.
Таблица 9
Влияние внешних сил на рельеф России
Внешние силы, формирующие рельеф |
Формы рельефа, созданные в результате деятельности внешних сил |
Где встречаются эти формы рельефа |
Деятельность текучих вод |
Речные долины, овражно-балочная сеть |
Центральная часть Восточно-Европейской равнины |
Деятельность ветра |
Песчаные холмы, гряды, дюны, барханы |
Прикаспийская низменность, Куршская коса |
... |
|
|
На уроке следует подчеркнуть, что наряду с внешними и внутренними силами на формирование рельефа оказывает влияние хозяйственная деятельность человека. (Какие виды хозяйственной деятельности человека приводят к изменению рельефа? Какие формы при этом образуются?) Изменение рельефа приводит к окультуриванию ландшафта или, наоборот, к его разрушению (например, овражно-балочная сеть).
В заключение урока школьникам можно предложить выполнить задания 4—6 на с. 25; 54 на с. 41 тренажера.
Домашнее задание:
1) изучить § 16; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/