logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

  • Раскрыть особенности основных типов поселений.
  • Сформировать представление об урбанизации.
  • Выявить взаимосвязи между процессом урбанизации и состоянием окружающей среды.

Основное содержание: расселение. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Урбанизация. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Способы действия учащихся: работать с текстом § 12, сравнить городской и сельский образ жизни, осуществить поиск информации, провести социологический опрос.

Ценностный компонент урока: города и сельские поселения как феномен культуры, эстетическое значение городских и сельских поселений, отношение населения к проблемам города, экологическое состояние окружающей среды города.

Проверка домашнего задания:

1. Установите регион России с низкой плотностью населения:

а) Московская область;

б) Магаданская область;

в) Нижегородская область;

г) Краснодарский край.

2. Выберите верное утверждение:

а) основная зона расселения и хозяйственного освоения занимает 60% территории Сибири;

б) основная зона расселения и хозяйственного освоения занимает около 35% территории России;

в) основная зона расселения и хозяйственного освоения занимает 10% территории юга России.

3. Выберите верные ответы. На размещение населения не влияет(ют):

а) история заселения территории;

б) природные условия;

в) национальный состав населения;

г) половозрастной состав населения.

4. Выберите верный ответ. Контрастность в размещении населения России связана:

а) с концентрацией населения в крупных городах;

б) с миграцией населения;

в) с историческим фактором.

5. Объясните, какие факторы и как влияют на размещение населения.

6. Расскажите об особенностях очагового и сплошного заселения территории России.

7. Какие изменения и почему происходят в размещении населения страны?

8. Как вы думаете, с какими проблемами сталкиваются города в связи с резким ростом населения в них?

Изучение нового материала:

Изучение нового материала осуществляется в процессе беседы, работы с текстом § 12 учебника, самостоятельной работы учащихся с тренажером.

Как правило, большинство населения в России проживает в поселениях — компактно застроенной территории, включающей жилые дома, инфраструктуру, предприятия, обеспечивающие трудовую деятельность, условия для самореализации людей.

В ходе обсуждения вопроса о типах поселений учащиеся составляют схему.

 

Схема 2


 

Учитель должен обратить внимание учеников на то, что между городскими и сельскими типами поселений не существует четких границ.

Схема 3 показывает, как города различаются по численности населения.

 

Схема 3


 

Формулируя определение понятия урбанизация, учитель отмечает, что XX в. в полной мере называют веком урбанизации. По таблице 1 учащиеся устанавливают самый урбанизированный регион России и определяют долю городского населения в нем.

Причины, порождающие урбанизацию, ее признаки, а также проблемы, возникающие в процессе урбанизации, поможет понять схема 4.

 

Схема 4


 

Как показывает практика, проблемам урбанизации следует посвятить отдельный урок в форме конференции, ролевой игры или семинара. Обсудить процессы урбанизации в своем регионе, городе и проблемы, ими порождаемые, тоже лучше на этом уроке. В частности, обсуждение по выявлению отношения населения города к экологическим проблемам можно построить на основе социологического опроса.

Примерные вопросы для социологического опроса:

1. Волнуют ли вас экологические проблемы города? (Да; нет; затрудняюсь ответить.)

2. Расставьте по степени значимости экологические проблемы города:

а) загрязнение воздушного бассейна, воды, почв;

б) недостаток зеленых насаждений;

в) однотипность застройки жилых микрорайонов;

г) восстановление исторического центра;

д) транспортная перегруженность улиц;

е) наличие свалок мусора в городе.

3. Считаете ли вы, что загрязненность окружающей среды города негативно влияет на ваше здоровье? (Да; нет; затрудняюсь ответить.)

4. Какие меры вы принимаете, чтобы снизить отрицательное воздействие экологических факторов на свое здоровье?

а) Установка в квартире воздухоочистителя;

б) установка фильтров для очистки воды;

в) максимальное пребывание в свободное время в садах, парках, за городом;

г) здоровый образ жизни;

д) озеленение своего двора;

е) использование экологически чистых материалов;

ж) другие меры.

5. Как вы оцениваете деятельность административных органов в городе по охране природы? (Хорошо; удовлетворительно; неудовлетворительно; затрудняюсь ответить.)

Можно также предложить учащимся выполнить задание 35 на с. 21 тренажера или в качестве равноценного задания обсудить следующую проблему: «Необходимостью нашего времени является отказ от потребительской идеологии человека. Каждый из нас должен соотносить свои потребности с возможностями природы. Можете ли вы снизить свои потребности с целью сохранения качества окружающей среды в городе или нет?»

Города и села формируют разный образ жизни. С особенностями городского и сельского образа жизни учащиеся знакомятся в ходе работы с текстом параграфа либо обсуждения данного вопроса с учителем.

Другим вариантом проведения урока является организация семинара по проблеме «Чем различаются городской и сельский образ жизни?».

Вопросы для семинара:

1. В чем особенности сельского образа жизни?

2. В чем особенности городского образа жизни?

3. Ученые считают, что в большом городе у человека проявляется такая особенность, как анонимность в толпе («меня никто не знает»). Как вы думаете, к каким последствиям для человека это может привести?

4. Как жители города и села относятся к природе? (Здесь важно, чтобы учащиеся поделились собственными наблюдениями или при ответе использовали опыт местных жителей.)

К семинару желательно выполнить задание 8 рубрики «Это мне интересно» на с. 55 учебника и подготовить проблемные сообщения «Кто такие маргиналы? Можно ли победить в себе маргинальность?», «Урбанизация — добро или зло для человека?».

Домашнее задание:

1) изучить § 12; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; 3) выполнить задания тренажера по данной теме (по выбору учителя).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.