logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока:

  • Раскрыть понятия «платформа» и «геосинклиналь».
  • Установить особенности рельефа России.
  • Формировать умение давать характеристику рельефа по карте.
  • Формировать умение работать с тектонической картой.

Основное содержание: особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформа. Геосинклиналь. Щит. Плита. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

Практикум. Описание рельефа России по плану.

Способы действия учащихся: проанализировать карту «Тектоника и минеральные ресурсы» (см. Приложение, с. 268—269 учебника), изучить рисунки 24—26 учебника.

Ценностный компонент урока: разнообразие рельефа России, взаимосвязь геологического строения и тектонических структур.

Проверка домашнего задания:

1. Используя геохронологическую таблицу, установите, какие периоды более древние: девонский или пермский, ордовикский или меловой, юрский или неогеновый.

2. Какая из эр более древняя: протерозойская или мезозойская, кайнозойская или палеозойская?

3. Какая эпоха складчатости самая древняя на территории России?

4. В какую эру и в какой период мы живем?

Изучение нового материала:

На данном уроке учащимся предстоит познакомиться с достаточно сложным для них материалом, поэтому при объяснении учитель должен использовать таблицы, рисунки, вычерчивать схемы.

Одна из таких схем должна появиться после рассказа учителя об основных тектонических структурах земной коры — платформах и геосинклиналях.

 

Схема 5


 

Используя рисунок 24 учебника, учитель объясняет, как происходит развитие геосинклиналей. Затем он раскрывает особенности платформ — относительно устойчивых участков земной коры. В соответствии с возрастом фундамента различают древние и молодые платформы. С помощью рисунка 25 учебника учащиеся знакомятся со строением платформы. Учитель обращает внимание на то, что в пределах платформы выделяются щиты и плиты, и предлагает на рисунке 26 учебника найти их.

Далее учащиеся на основе физической карты устанавливают особенности рельефа России. Сопоставив физическую и тектоническую карты, ученики могут сделать вывод о связи рельефа со строением земной коры.

Выявленные особенности рельефа России учащиеся могут отразить в виде таблицы.

 

Таблица 8

Особенности рельефа

Чем обусловлены

Большое разнообразие форм

Различное тектоническое строение и сложная история развития территории

Преобладание равнин

В основании большей части территории России расположены платформы

Равнины окаймлены горами

По окраинам платформ проходят подвижные участки, т. е. переживающие горообразование

Общий уклон территории к северу

Общий уклон фундамента платформ и краевые прогибы

На востоке страны поверхность выше, чем на западе

Тихоокеанская плита сползает под Евразийскую

Учащиеся должны научиться описывать рельеф по карте. С этим видом деятельности их знакомит рубрика «Шаг за шагом» в учебнике. Чтобы закрепить данное умение, учитель может предложить школьникам описать по карте рельеф Западной Сибири, Дальнего Востока (по выбору), выполнить задания 9* и 10* рубрики «Это я могу» на с. 75 учебника или задание 3  тренажера.
     

 Домашнее задание: 

1) изучить § 15; 2) выполнить задания 1—8; 11—12* (по желанию учащихся); 3) выполнить задания 2 на с. 24; 25 на с. 31; 27 на с. 32; 34 на с. 33; 35 на с. 34; 65 на с. 44 тренажера (по выбору учителя).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.