Цели урока:
Основное содержание: особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформа. Геосинклиналь. Щит. Плита. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Практикум. Описание рельефа России по плану.
Способы действия учащихся: проанализировать карту «Тектоника и минеральные ресурсы» (см. Приложение, с. 268—269 учебника), изучить рисунки 24—26 учебника.
Ценностный компонент урока: разнообразие рельефа России, взаимосвязь геологического строения и тектонических структур.
Проверка домашнего задания:
1. Используя геохронологическую таблицу, установите, какие периоды более древние: девонский или пермский, ордовикский или меловой, юрский или неогеновый.
2. Какая из эр более древняя: протерозойская или мезозойская, кайнозойская или палеозойская?
3. Какая эпоха складчатости самая древняя на территории России?
4. В какую эру и в какой период мы живем?
Изучение нового материала:
На данном уроке учащимся предстоит познакомиться с достаточно сложным для них материалом, поэтому при объяснении учитель должен использовать таблицы, рисунки, вычерчивать схемы.
Одна из таких схем должна появиться после рассказа учителя об основных тектонических структурах земной коры — платформах и геосинклиналях.
Схема 5
Используя рисунок 24 учебника, учитель объясняет, как происходит развитие геосинклиналей. Затем он раскрывает особенности платформ — относительно устойчивых участков земной коры. В соответствии с возрастом фундамента различают древние и молодые платформы. С помощью рисунка 25 учебника учащиеся знакомятся со строением платформы. Учитель обращает внимание на то, что в пределах платформы выделяются щиты и плиты, и предлагает на рисунке 26 учебника найти их.
Далее учащиеся на основе физической карты устанавливают особенности рельефа России. Сопоставив физическую и тектоническую карты, ученики могут сделать вывод о связи рельефа со строением земной коры.
Выявленные особенности рельефа России учащиеся могут отразить в виде таблицы.
Таблица 8
Особенности рельефа |
Чем обусловлены |
Большое разнообразие форм |
Различное тектоническое строение и сложная история развития территории |
Преобладание равнин |
В основании большей части территории России расположены платформы |
Равнины окаймлены горами |
По окраинам платформ проходят подвижные участки, т. е. переживающие горообразование |
Общий уклон территории к северу |
Общий уклон фундамента платформ и краевые прогибы |
На востоке страны поверхность выше, чем на западе |
Тихоокеанская плита сползает под Евразийскую |
Учащиеся должны научиться описывать рельеф по карте. С этим видом деятельности их знакомит рубрика «Шаг за шагом» в учебнике. Чтобы закрепить данное умение, учитель может предложить школьникам описать по карте рельеф Западной Сибири, Дальнего Востока (по выбору), выполнить задания 9* и 10* рубрики «Это я могу» на с. 75 учебника или задание 3 тренажера.
Домашнее задание:
1) изучить § 15; 2) выполнить задания 1—8; 11—12* (по желанию учащихся); 3) выполнить задания 2 на с. 24; 25 на с. 31; 27 на с. 32; 34 на с. 33; 35 на с. 34; 65 на с. 44 тренажера (по выбору учителя).
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/