logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока:

  • Сформировать понятия «природная зона», «природно-хозяйственная зона».
  • Выявить особенности расположения природно-хозяйственных зон России.
  • Раскрыть связь между природной зоной и хозяйственной деятельностью людей.
  • Развивать умение читать карты.

Основное содержание: природная зона. Природно-хозяйственная зона. Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России», «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России». 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.

Способы действия учащихся: проанализировать карты (рис. 76, 77, 79, 80 учебника), выполнить задания Практикума.

Ценностный компонент урока: вклад А. Гумбольдта, В. В. Докучаева, Л. С. Берга в изучение зональности, зональность в природе и жизни людей.

Изучение нового материала:

Учитель начинает урок с вопросов: «Что вы знаете о зональности? Какие компоненты природы зональны?» Учитель отмечает, что впервые эту закономерность выявил Александр Гумбольдт — великий немецкий естествоиспытатель. Он установил закономерности в изменении климата и растительности. Затем учитель отмечает вклад В. В. Докучаева, открывшего закон широтной зональности как общий закон природы, и Л. С. Берга, изучавшего особенности природных зон (ландшафтов). Учитель констатирует, что каждая территория имеет свой неповторимый облик (ландшафт), и предлагает учащимся выполнить задание 11 на с. 65 тренажера.

Какие факторы являются главными в формировании природных зон? Ответ на этот вопрос поможет получить текст на с. 210—211 учебника. Здесь же учащиеся знакомятся с определением понятия природная зона. Важно отметить, что природная зона охватывает значительные пространства со сходными природными условиями и имеет собственный набор компонентов (почва, растительность, животный мир), которые формируются в зависимости от сочетания тепла и влаги.

Определяющим фактором при формировании природных зон является климат. От него зависят другие компоненты. Изменение климата приводит к изменению других компонентов природной зоны. На доске можно начертить схему влияния климата на природные компоненты внутри природных зон.

Схема 26


По карте (учебник) школьники определяют, какие природные зоны находятся на территории России, какие природные зоны занимают большие площади, и называют их.

В целом размещение природных зон на территории России подчиняется закону широтной географической зональности (смена природных компонентов при движении от экватора к полюсам вслед за изменением климата). Однако климат в пределах России изменяется в направлении не только с севера на юг, но и с запада на восток, поэтому отдельные зоны не образуют сплошных полос, а представлены только в европейской части страны (например, полупустыни). Кроме того, широтное расположение зон нарушается областями высотной поясности.

Учитель вводит понятие природно-хозяйственная зона, т. е. природная зона, в которой население занимается хозяйственной деятельностью. По карте (рис. учебника) учащиеся устанавливают, какие природно-хозяйственные зоны особенно сильно освоены человеком. (Почему вы так считаете?)

Затем учащиеся выполняют практическое задание: используя рубрику «Шаг за шагом» (учебник), сравнивают природные зоны.

Далее учащиеся на основе карт (рис.  учебника) и таблицы 10 выясняют, чем занимаются люди в селах различных природных зон. Учитель отмечает, что люди в сельских населенных пунктах имеют бóльшую, чем городские жители, связь с природой. Их жизнь определена природными особенностями местности. Результатом деятельности учащихся будет выполнение задания 9 на с. 215 учебника.

В завершение урока учащиеся выполняют следующие задания.

1. Установите соответствие между природной зоной и особенностями сельского расселения.

1. Тундра.     А. Сплошное земледельческое освоение.

2. Степь.       Б. Очаговое расселение населения.

3. Тайга. В. Редкоочаговое расселение.

2. Напишите географический диктант.

1) Зональный, широтно вытянутый природно-территориальный комплекс, территория со сходными природными условиями, охватывающими значительные пространства.

2) Самая обширная природная зона России.

3) В этой зоне жизнь сельского населения связана с охотой, оленеводством, рыболовством.

4) В этой зоне растут главные сельскохозяйственные культуры — пшеница, кукуруза, подсолнечник.

5) В этой зоне почвы подзолистые и дерново-подзолистые.

6) В этой зоне население занимается овцеводством, развитие земледелия возможно при наличии источников воды.

Ответы: 1) природная зона; 2) тайга; 3) тундра, лесотундра; 4) степь; 5) лесная зона; 6) полупустыня.

Домашнее задание:

1) изучить § 45; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 2—8, 10; 3) выполнить задания 1—4 на с. 63; 22 на с. 68 тренажера.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.