logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока:

  • Определить значение транспорта в функционировании хозяйства и жизни людей.
  • Выявить, какие существуют виды транспорта.
  • Раскрыть понятия «грузооборот», «пассажирооборот».
  • Определить долю различных видов транспорта в перевозках.
  • Раскрыть особенности сухопутного транспорта.

Основное содержание: транспорт. Виды транспорта. Грузооборот. Пассажирооборот. Железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транспорт. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

Способы действия учащихся: проанализировать схему «Основные виды транспорта», карту «Железные дороги и перевозки», сравнить различные виды транспорта по грузообороту и пассажирообороту, дать характеристику железнодорожного транспорта, установить, как осуществляется связь своего населенного пункта с другими районами, населенными пунктами.

Ценностный компонент урока: транспорт — «кровеносная система» страны, значение транспорта для хозяйства страны и для каждого человека.

Проверка домашнего задания:

На данном уроке осуществляется контроль за усвоением содержания уроков 39 и 40. Учитель определяет сам, как и в какой последовательности провести проверку.

Изучение нового материала:

Эпиграфом ко всей теме могут быть слова отца кибернетики Н. Винера: «Если XVII век и первая половина XVIII века были периодом часового механизма, а вторая половина XVIII века и XIX век — паровой машины, то современный период — это век средств коммуникации и регулирующих устройств». XXI век — век высоких скоростей.

Считают, что коммуникация — это вид деятельности, обеспечивающий взаимодействие объектов путем перемещения людей, продукции, передачи сообщений либо финансовых средств. Коммуникация позволяет соединить людей и объекты информационными и транспортными средствами, транспортными путями, а также устройствами. Она подразделяется на две отрасли — транспорт и связь. Транспорт включает в себя деятельность по перемещению в пространстве пассажиров и грузов.

Транспорт и связь за последние 150 лет развивались чрезвычайно быстрыми темпами. Многие средства сообщения, которые предшествующие поколения воспринимали как фантазию, мы считаем естественными, они стали составной частью нашей жизни.

Говоря о значимости транспорта, следует обратить внимание на то, что в настоящее время, в условиях рыночной экономики, усиливается ориентация на потребителя. По мнению известного географа С. Б. Шлихтера, «смена преобладающей транспортной парадигмы (ориентация на обеспечение потребностей в грузовой транспортной работе) должна привести к опережающему развитию и повышению качества пассажирских перевозок».

Для более глубокого понимания вопроса учащиеся вместе с учителем составляют схему.

Схема 25


Колонку «Значимость транспорта для человека» учащиеся заполняют самостоятельно, а затем обсуждают ее содержание с одноклассниками, а учитель корректирует и дополняет.

Далее выявляется специфика транспорта как отрасли экономики, его значение для развития хозяйства страны. По рисунку 73 (с. 194 учебника) ученики знакомятся с основными видами транспорта.

Транспортный комплекс не производит собственную продукцию, а занимается перевозками грузов и пассажиров. Следовательно, главными показателями его работы являются грузооборот и пассажирооборот.

На уроке необходимо обратить внимание на влияние различных факторов на развитие транспорта и отдельных его видов. Учитель задает вопросы: «Как вы считаете, влияют ли природные условия страны на развитие транспортной системы? А величина территории? Какие факторы, на ваш взгляд, больше всего определяют развитие транспорта в нашей стране?» Изучив карту «Транспорт» в атласе, учащиеся отвечают на вопросы: «Под влиянием каких факторов сложилась современная транспортная сеть страны? С чем связана конфигурация транспортной сети России?»

Рассказывая об особенностях железнодорожного транспорта, учитель обращает внимание учащихся на карту (рис. 74 на с. 195 учебника) и отмечает, что в настоящее время протяженность железных дорог общего пользования в России составляет около 90 тыс. км. В Европейской России железные дороги расходятся радиально по всем направлениям от Москвы. В Азиатской России железные дороги протягиваются субширотно и только в южной ее части.

Железнодорожный транспорт в России начал бурно развиваться после прокладки дороги Москва — Санкт-Петербург в 1851 г. В конце XIX — начале XX в. железные дороги строились по всем направлениям от Москвы (в том числе Транссибирская магистраль, до сих пор являющаяся самой протяженной в мире), а также из зерновых районов к зерноэкспортным портам на Балтийском и Черном морях. В советский период активное строительство шло в восточных районах страны.

Характеризуя автомобильный транспорт, учитель отмечает, что сложившееся соотношение различных видов транспорта в России обусловлено несколькими причинами, и в первую очередь низким качеством и явно недостаточным территориальным развитием автодорожной сети. Ее износ сегодня превышает 25%, не связаны с сетью дорог с твердым покрытием 155 районных центров, 53 города, 262 поселка городского типа и свыше 32 тыс. сельских поселений. Учитель предлагает выполнить задание 31 на с. 56 тренажера.

Трубопроводный транспорт по грузообороту вышел на первое место в России, так как он выделяется большим средним расстоянием (более 2000 км) и значительными объемами перевозок.

При выявлении особенностей трубопроводного транспорта следует отметить, что развитие магистральной сети трубопроводов связано с ростом добычи нефти и природного газа. Но трубопроводы пригодны для транспортировки не только этих, но и других продуктов (аммиака, синтетического спирта, угольной пульпы — измельченного угля с водой). Транспортные расходы на трубопроводном транспорте примерно в 6 раз ниже, чем на железнодорожном. Это связано с тем, что по трубам поступает готовый продукт, отпадают энергетические расходы, ниже амортизационные расходы, чем при эксплуатации подвижного состава.

Далее необходимо изучить влияние транспорта на окружающую среду. Последствиями работы транспорта являются загрязнение и изменение всей геосистемы. Причем опасность загрязнения окружающей среды транспортными средствами усиливается с увеличением их количества. Один из основных загрязнителей окружающей среды — автомобильный транспорт. Один автомобиль в среднем поглощает ежегодно 4 т кислорода, а выбрасывает с выхлопными газами около 800 кг оксидов углерода, около 40 кг оксидов азота, почти 200 кг различных углеводородов. Причем характер выделяемых вредных примесей зависит от типа двигателя, его мощности, режима работы. Чтобы закрепить данный материал, учащиеся выполняют задание 30 на с. 55 тренажера.

Источниками загрязнения атмосферы являются все виды транспорта. Но наибольшее загрязнение приземного и верхнего слоев атмосферы происходит при эксплуатации воздушных судов гражданской авиации. Выбросы вредных веществ от их двигателей составляют около 85% общего объема выбрасываемых воздушным транспортом вредных веществ. В наибольшей степени подвергаются загрязнению вокзалы, аэродромы, порты, причалы. Как решить проблему загрязнения окружающей среды транспортом? Первоочередными задачами должны стать применение более экономичных видов двигателей, улучшение дорог, регулирование транспортного потока, внедрение новых видов топлива.

Изучение темы может осуществляться, во-первых, в форме комбинированного урока, а во-вторых, в виде семинара «Знакомый незнакомец транспорт» и групповой работы по выявлению характерных особенностей транспорта.

Эпиграфом к уроку-семинару могут стать слова: «Транспорт — самая „географическая" из отраслей хозяйства, так как он обеспечивает перемещение в пространстве и с ним неразрывно связаны изменения в размещении производства».

Вопросы и задания для семинара:

1. В переводе на русский язык слово «транспорт» означает «переносить, перемещать, перевозить». Основное его назначение — перевозка людей и разнообразных грузов. А что, по-вашему, является продукцией транспорта?

2. Какой вид транспорта и почему является ведущим в России?

3. Транспорт за последние 150 лет развивался очень быстрыми темпами и стал неотъемлемой частью нашей жизни. Составьте краткую летопись об истории транспортных средств в России и обсудите ее с товарищами.

4. Под влиянием каких факторов сложилась транспортная сеть в России?

5. Каковы особенности железнодорожного транспорта?

6. Почему транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды? Какими путями следует решать эту проблему?

Темы рефератов:

1. История развития транспорта моей области (края).

2. Транспорт и городская среда.

3. Перспективы развития транспорта.

4. Транспорт — «кровеносная система» российского хозяйства.

Индивидуальные и групповые исследовательские задания:

1. Проведите анкетирование своих близких и учащихся школы по теме «Транспортная проблема в моем городе (населенном пункте)» и обсудите результат.

Примерные вопросы для анкетирования:

1) Как вы оцениваете работу городского транспорта? (Отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно.)

2) Какой вид транспорта работает наиболее эффективно? (Указать.)

3) Что мешает эффективной работе транспорта?

4) Как улучшить работу транспорта в городе?

2. Определите, какими видами транспорта осуществляется связь вашего города (района) с другими населенными пунктами (районами города или центрами).

3. Выполните задание 40 на с. 59—60 тренажера.

При групповой форме работы урок строится следующим образом. Каждая группа дает характеристику одного из видов транспорта по плану:

1. Значение транспорта в хозяйстве страны.

2. История развития транспорта.

3. Отличительные особенности каждого вида транспорта и его роль в транспортной системе.

4. География различных видов транспорта.

5. Влияние транспорта на окружающую среду.

6. Проблемы и перспективы развития транспорта и отдельных его видов.

При характеристике различных видов транспорта, кроме учебника и атласа, учащиеся могут использовать справочные материалы, сведения из учебников физики и экологии.

После обсуждения результатов работы ученики выполняют задания рубрик «Это я могу», «Это мне интересно» на с. 197 учебника.

Можно также провести ролевую игру по проектированию железной дороги в восточных районах России или в ходе групповой работы составить расписание поезда от центра своего населенного пункта (областного центра, столицы республики) до Москвы (среднюю скорость принять за 60 км/ч, стоянки на крупных узловых пунктах и в областных центрах — по 15 мин). Для определения расстояния учащиеся используют школьный атлас или атлас железных дорог. Далее следует сопоставить составленное школьниками расписание с реальной продолжительностью поездки.

Домашнее задание:

1) изучить § 41; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—6 на с. 197; 3) выполнить задание 13 на с. 51—52 тренажера.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.