logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока:

  • Раскрыть понятия «сельское хозяйство», «сельскохозяйственные угодья».
  • Определить особенности сельхозугодий в разных природных зонах.
  • Раскрыть особенности зернового хозяйства.
  • Сформировать представление о технических культурах и районах их возделывания.

Основное содержание: сельское хозяйство. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья. Зерновые и технические культуры.

Способы действия учащихся: проанализировать схему «Отрасли сельского хозяйства», дать характеристику отрасли растениеводства по плану.

Ценностный компонент урока: сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики.

Проверка домашнего задания:

1. Каковы особенности размещения химической промышленности?

2. Установите соответствие между минеральным удобрением и центром его производства.

1. Фосфорные удобрения. А. Соликамск.

2. Азотные удобрения.      Б. Егорьевск.

3. Калийные удобрения.    В. Липецк.

3. Где в России находятся основные районы лесозаготовок?

4. Выберите верный ответ. Основным источником производства древесины являются:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

5. Назовите основные центры целлюлозно-бумажной промышленности.

Изучение нового материала:

Учитель сообщает, что сельское хозяйство — одна из древнейших отраслей, обеспечивающих людей продуктами питания, и, следовательно, от его эффективности зависит, появятся ли на нашем столе хлеб и масло, сыр и молоко, мясо и мед, фрукты и овощи и многое другое.

Сельское хозяйство, зародившееся в глубокой древности, явилось своеобразным выходом из тупика, возникшего в результате несоответствия численности населения тем ограниченным возможностям добычи пищи, которые имели наши предки — собиратели и охотники. Вследствие того что человек научился выращивать растения и разводить животных, он увеличил емкость своего жизненного пространства, и с тех пор это стало главной задачей сельскохозяйственных занятий людей. Вначале человек стремился расширить площади под посевы и пастбища, а затем начал искать пути усовершенствования сельскохозяйственных растений и пород животных. Еще в первой половине XX в. основная часть населения России была занята в сельском хозяйстве.

На уроке подчеркивается, что важнейшей составляющей эффективности сельского хозяйства является научно обоснованное его размещение, требующее всестороннего учета ряда особенностей. Эти особенности отражены на схеме.

 

Схема 23


 

Вместе с учащимися учитель устанавливает зависимость сельского хозяйства от природных и социально-экономических факторов.

Учитель обращает внимание школьников на рисунок 70 (с. 181 учебника) и предлагает, используя текст на с. 182, проанализировать долю сельскохозяйственных угодий в разных природных зонах. Надо заметить, что резервы сельхозугодий в стране исчерпаны. Происходит процесс сокращения пахотных земель из-за отвода под строительство, добычу полезных ископаемых, отвалы и т. д. В 80-х гг. XX в. на каждого жителя страны приходилось 0,8 га пашни, к началу третьего тысячелетия эта величина сократилась до 0,6 га.

Далее учитель акцентирует внимание школьников на рациональном использовании земельных ресурсов. Применение тяжелой техники на полях ведет к уплотнению почвы, неправильная распашка — к смыву плодородного слоя и образованию оврагов. Несоблюдение норм внесения удобрений приводит к перенасыщению продукции земледелия вредными для здоровья человека веществами. Чрезмерный выпас скота приводит к обеднению растительности, а концентрация поголовья на крупных животноводческих комплексах — к загрязнению водоемов и т. д. Все эти обстоятельства следует учитывать при размещении сельского хозяйства.

Учитель подчеркивает, что для современного сельского хозяйства характерен спад производства, ухудшение социального положения сельского населения.

Чтобы привлечь внимание учащихся к данной проблеме, учитель задает им вопросы, втягивающие в «конфликтный» тип диалога, на основе которого возникает дискуссия. (Как вы считаете, обязательно ли в России развивать сельское хозяйство? Ведь в настоящее время мы частично обеспечиваем себя продуктами питания из-за границы. Может быть, это выгоднее, чем развивать сельское хозяйство? Выскажите свою точку зрения.)

В качестве материалов для дискуссии можно использовать такие цифры. В 2006 г. объем произведенной валовой продукции сельского хозяйства упал на треть против среднегодового уровня 1988—1990 гг. При этом годовое потребление мяса и мясопродуктов сократилось на 32%, молока и молочных продуктов — на 35%, овощей, рыбы и рыбопродуктов — на 40%, сахара — на 25%. Дефицит белка в рационе питания россиян достиг 2—5%, а витаминов — 50%.

Характеристика зернового хозяйства и технических культур осуществляется на основе текста параграфа (с. 183—184 учебника) и карты «Агроклиматические ресурсы» (рис. 48 на с. 107 учебника). Учащиеся по карте выясняют, какие из природных зон главные житницы России и какой из зерновых культур по площади посевов принадлежит первое место.

Для закрепления материала о размещении отраслей растениеводства учитель дает следующее задание: «Поставьте рядом с названием культуры порядковый номер нижеприведенного утверждения, которое относится к этой культуре:

рожь;          картофель;

пшеница;     лен;

кукуруза;     сахарная свекла.

1) Наиболее распространенная зерновая культура, может произрастать на равнинах и в горах, в умеренных широтах и в тропиках. Урожайность ее в зависимости от интенсивности ведения хозяйства и природных условий колеблется от 12—14 ц с гектара до 40—60 ц.

2) Теплолюбивая зерновая культура, выращивается в южных районах России на зерно, а в нечерноземных — на силос.

3) Зерновая культура, более холодостойкая, чем пшеница, типична для Нечерноземья России.

4) Основной район возделывания этой культуры — Северо-Запад России, так как она хорошо развивается в условиях прохладного влажного лета. Россия — главный производитель этой культуры в мире.

5) Важнейшая продовольственная культура, возделывается повсеместно, но наиболее благоприятна для ее выращивания зона смешанных лесов с прохладным летом.

6) Культура не только светолюбивая и теплолюбивая, но и требовательная к плодородию почв, поэтому выращивается в основном в лесостепной и степной зонах».

К уроку можно подобрать пословицы, поговорки, рассказы старожилов о традициях, связанных с посевом сельхозкультур.

Урок завершается выполнением заданий 10 на с. 49 и 34 на с. 58 тренажера.

Домашнее задание:

1) изучить § 38; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—9 на с. 185 учебника; 3) выполнить задания 52 и 53 на с. 62 тренажера.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.