logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся; повторить основной материал по теме: Атмосфера; отрабатывать умение работать с географическими материалами; показать взаимосвязь географии с другими предметами (литература, музыка); развивать речь, мышление, интерес к изучению предмета; воспитывать чувство товарищества, умение работать в группах.

Оборудование: карточки с вопросами, стихотворениями, песнями, шкала Бофорта, кроссворды, итоговая таблица, сигнальные карточки, геожетоны.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Класс делится на 4 группы, каждая группа получает название связанное с темой «Атмосфера» (например: Циклон, Антициклон, Бриз, Муссон и др.)

– Занятие начинается с чтения стихотворения А. Матутина «Про воздух»

Мне вчера сестра сказала:
Воздух вроде одеяла, им окутана Земля,
Реки, села и поля, город, лес, морской прибой…
И мы с тобой.
Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!

– Что же это за одеяло?

– Что такое Атмосфера?

– Над этими вопросами, наверное задумывались еще первобытные люди.

Ветер, ураган, дождь, снег, град, туман – все эти явления им трудно было объяснить, так как их знания были ограничены. Мы же об атмосфере знаем уже очень много. Поэтому с легкостью ответим на все вопросы.

– В ходе игры каждая группа будет получать геожетоны. По окончанию конкурса будем подсчитывать количество геожетонов и заносить результаты в таблицу на доске, всем будут видны результаты. Если команда не сможет ответить на вопросы, есть возможность у других команд заработать дополнительный геожетон, для этого надо просигналить карточкой.

II. Основная часть. Проведение чемпионата.

1. Блиц-турнир.

– Команды получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин, команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.

1 группа

Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)

Как высчитывается среднесуточная температура?

Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)

Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)

2 группа

Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)

Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)

Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)

Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)

3 группа

Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).

Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).

Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)

Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).

4 группа

Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности).

Приведите примеры нормального, повышенного и пониженного давления? (760 мм рт.ст; 760 мм. рт.ст ; <760 мм. рт.ст)

Что называют атмосферными осадками? (вода выпадающая на земную поверхность в жидком или твердом состоянии)

Назовите размеры дождевой капли? (0,5-5 мм)

2. Поэтические строки.

– О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках? Определите с помощью шкалы Бофорта

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва.
А.С. Пушкин

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его называли ветрило! Ветрище!
С. Михалков

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, на дрожат листы…
М.Ю. Лермонтов

Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать садила…
Н.А. Некрасов

3. Отгадать загадки.

– Итак, почти половина вопросов позади, а теперь отгадываем загадки. Капитан команды, который поднимет первым сигнальную карточку получает право на ответ.

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.)

Алена-царевна по городу ходила,
Ключи обронила.
Месяц видел. Солнце взяло. (Роса.)

Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
Людей с ног сбивает.
Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

Сперва блеск, за блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь)

Гуляем зимой на воле, в лесу, в чистом поле.
Крутит. Воет, бурчит, на весь мир ворчит.
По селам, городам летает, знать никого не желает. (Метель, вьюга.)

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко (Туман)

4. Угадай время года.

– Какое время года описывается в каждом из следующих отрывков. Перед ответом выразительно прочитать стихотворение.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли. (Н.А. Некрасов)

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями на потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года… (А.С. Пушкин)

Пахнет снегом над лугами… В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами ходят, сено шевеля. (А.Н. Майков)

5. Разгадать кроссворд.

– Обучающиеся получают карточку с кроссвордом и заполняют его. За каждый правильный ответ команда получает геожетон.


Вопросы:

Прибор для измерения давления воздуха.

Фактический объем испаряющейся влаги.

Ураганный ветер.

Тип климата.

Нижний слой атмосферы.

Свойства воздушных масс.

Ответы:

барометр

испарение

Тайфун

Морской

тропосфера

влажность

6. Песенная география.

– получают карточки с песнями вставить слова в песни и спеть или прочитать выразительно.

Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
… (участок суши – 1) Невезения
В … (водоём – 2) есть
… (1) Невезения
В …(2) есть.
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь.
(1 – остров, 2 – океан)

Не крутите пёстрый … (географическая принадлежность – 1)
Не найдёте вы на нём
Той … (суверенная территория – 2), … (2) особой
О которой мы поём.
Наша старая … (космический объект – 3)
Вся изучена давно,
Но … (2) большая эта
Вечно «белое пятно».
(1 – Глобус, 2 – страна, 3 – планета.)

Если долго, долго, долго,
Если долго, по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в … (континент – 1) прийти!
А в … (1) … (водоём – 2) вот такой ширины!
А в … (1) … (ландшафт – 3) вот такой вышины!
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зелёный попугай!
(1 – Африка, 2 – река, 3 – горы.)

Находить … (сторона света – 1) и … (сторона света – 2)
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе,
И не путать никогда … (участок суши – 3)
и … (населённый пункт - 4)
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
(1 – восток, 2 – юг, 3 – острова, 4 – города.)

7. Блиц-вопрос.

Почему вершины высоких гор покрыты снегами и льдами?

Почему с поднятием вверх давление уменьшается?

Объясните выражение: «Атмосфера – броня планеты»?

Что делается в нашей стране для очистки воздуха?

III. Подведение итогов. Награждение победителей.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.