logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цель урока: воспитание любви и уважения к родной стране, её истории, к родному языку.

Объяснение нового материала.

1. Информация учителя. Работа с физической картой РФ.

Мудрость русских пословиц прославляет нашу родину и её народ, но также в пословицах содержатся и конкретные сведения об истории и географии России, о её городах.

А интересно: Россия - страна городская или сельская?

По количеству населённых пунктов определённого типа Россия - сельская страна (153 тыс. сёл и 1087 городов), по числу проживающих в них людей - городская (40 млн. человек - 27% населения - живут в селе, 108 млн. человек - 73% населения - в городе). Даже Древнюю Русь норманны называли "Гардарикой" - страной городов.

Многочисленные города России очень непохожи друг на друга и различаются по численности населения, по времени возникновения, по выполняемым ими функциям.

Если в городе проживает до 20 тыс. жителей - это малые города; до 100 тыс. - средние; от 100 до 500 тыс. - крупные; более 500 тысяч - крупнейшие; а если число жителей достигло 1000000 человек, город переходит в разряд миллионеров. Всего таких городов на территории России - 13.

- Может быть, кто-то из вас бывал в таких городах и может их назвать и показать на карте?

(Учащиеся называют и показывают российские города-миллионеры)

По времени возникновения города делятся на древние (к таким относятся те, что упоминались в летописях ещё в IX-X веках: Новгород, Ростов Великий, Смоленск, Муром), старые (которые возникли во времена Петра I, Екатерины II, создавались в XIX веке как опорные пункты на границах Российской Империи - на Дальнем Востоке, на Кавказе: Владивосток, Благовещенск, Грозный, Владикавказ) и новые. Новые города стали возникать накануне и после Великой Отечественной войны в период освоения природных богатств России на Севере Европейской части страны (Мончегорск, Апатиты), в Сибири (Норильск), на побережье Чёрного моря (Ялта, Сочи), а также это города - "наукограды" (Дубна, Реутов, Зеленоград).

По выполняемым функциям города делятся на столицы, промышленные и транспортные центры, наукограды, города-курорты.

2. Географическая викторина: "Узнай город" (Великий Новгород, Москва, Санкт-Петербург).

А теперь начнём географический экскурс по городам России, названия которых нашли отражение в народной мудрости пословиц.

- Вставьте название города в русские пословицы.

- По времени основания и месторасположению определите, о каком городе идёт речь.

- Свяжите историю города с его названием.

- Узнайте герб каждого из трёх городов.

- И снова вставьте названия городов в русские пословицы.

- Назовите номера фотографий, на которых изображены достопримечательности

1) Великого Новгорода, 2) Москвы, 3) Санкт-Петербурга. Постарайтесь вспомнить, какие известные здания и памятные сооружения запечатлены на них.

3. Сообщения учащихся о городах России.

- Учитель географии: Вторая часть нашей заочной экскурсии подготовит вас к работе с текстом К.Г.Паустовского "Города России", и начнём мы с чтения пословиц, в которых упоминаются названия этих городов. (Ученики читают пословицы)

- Учитель русского языка читает текст К.Г.Паустовского "Города России".

Впервые я увидел многие русские городки, и все они слились своими общими чертами в моём сознании и оставили в наследство любовь к тому типичному, чем они были наполне...ы.

Я помню Арзамас с гиган:скими плетё...ыми корзинами румя:ых чудес:ных яблок и таким обилием похожих на эти яблоки, таких же румя:ых куполов, что, казалось, этот город был вышит в золотошвейной мастерской ловкими руками искус:ных мастериц.

Нижний Новгород ударил в лицо пахнущим рогожками волжским ветром. Это известный город русской предприимчивости, оптовых складов, бочек, засола.

Вспоминается Казань с присыпа:ым дерзким снегом памятником извес:ному поэту Державину. Город был покрыт инеем. Запуще:ый сад стоял как бы в оловя:ой листве. Я смотрел на ночную робкую Волгу, но ничего не увидел, кроме тусклой, смёрзшейся мглы. Там много таких тёплых домов, бросающих по вечерам свет из окошка на узкие тротуары.

Саратов показался мне слишком правильно построе:ым и даже скучным. На городе лежал отпечаток зажиточности и порядка. Но потом я попал в улицы боковые, в проулки, где в вихрях сухого снежка слетали с горы на салазках мальчишки.

Я катался вместе с мальчишками. Мне понравилось, лёжа на салазках ничком, проноситься мимо окрес:ных домишек, пылавших из-за око:ых стёкол геранью. И, признаться, я позавидовал обитателям этих домишек.

- Учитель географии: Что общего между всеми названными городами? (Находятся у Волги)

Учащиеся по очереди выступают с сообщениями, показывая на карте называемые географические объекты.

Великая русская река Волга.

Арзамас.

Нижний Новгород.

Казань.

Саратов.

Рязань.

VI. Объяснение домашнего задания.

География. Опираясь на знания, полученные на уроке, заполните таблицу "Города России".

Ассоциативные признаки

Города

1. Берестяная грамота, озеро Ильмень, Софийский Собор.

2. Емельян Пугачёв, Булгары, Ф.И. Шаляпин.

3. Юрий Долгорукий, Красная Площадь, Куликовская битва.

4. "Жёлтая гора", торговля рыбой и зерном.

5. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, торгово-промышленная ярмарка.

6. Пётр I , Балтийское море, Дворцовая площадь.

7. "Румяные купола", Иван Грозный, Аркадий Гайдар.

Русский язык. Перечитав текст К.Г.Паустовского "Города России", определите микротемы каждого абзаца и впишите их в схему. Объясните, как отражены в схеме структура текста и способы связи его частей.

Найдите и подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль текста. Что отражено в заглавии текста - его тема или основная мысль?

Вставьте пропущенные буквы, распределите слова с пропущенными буквами в две группы по одинаковым орфограммам, обозначив их сверху цифрами 1, 2.


(Карточки с заданиями по географии и русскому языку учащиеся получают на дом)

VII. Рефлексия.

Что узнали нового на уроке? Что больше всего понравилось? Что особенно запомнилось? Что осталось непонятным? Какие вопросы есть к учителям? О каких городах России хотелось бы ещё узнать или рассказать самому?

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.