logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока географии:

Дать представление о размерах территории России и соотношении её городского и сельского населения.

Познакомить с историей возникновения и исторической ролью в жизни государства старейших городов нашей родины.

Цели урока русского языка:

Воспитание внимательного, вдумчивого читателя.

Обобщение и закрепление знаний о тексте.

Обучение элементам лингвистического анализа текста.

Развитие устной речи учащихся.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: интегрированный урок (русский язык и география).

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебники русского языка и географии,

географические атласы и физическая карта Российской Федерации,

текст стихотворения М.Ю.Лермонтова, карточки с текстом К.Г.Паустовского "Города России" и заданиями к нему, опорные карточки с теоретическим материалом по русскому языку, карточки-задания по географии "Города России";

телевизор и видеомагнитофон, мультимедийная установка.

 

Ход урока

 

Нет в мире краше родины нашей.

Русская пословица

 

I. Вступительное слово учителя географии.

Тема и цели урока, его своеобразие.

II. Работа с учебником русского языка

(Текст упражнения, в котором надо было вставить буквы, раскрыть скобки и расставить пропущенные знаки препинания, записывался учащимися дома.)

1. Выразительное чтение текста упражнения: "Родина".

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?

Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках.

Давайте же будем помнить об этих корнях.

2. Беседа по тексту: тема текста (родина; любовь к родине; что такое родина); основная мысль (человек должен знать историю своего народа, своей страны, только тогда его любовь к родине будет по-настоящему сильной). 

Выполнение задания к упражнению: Как ещё можно озаглавить этот текст? Докажите, что это текст-рассуждение. (Вывод: "Человеку надо знать свои корни". Побуждение, призыв: "Давайте же будем помнить об этих корнях".)

III. География: повторение и объяснение нового материала.

1. Слово учителя.

А теперь обратимся к географии и отыщем наши корни в изученных нами географических объектах. В течение года мы знакомились с природой материков Земли. И последним был материк-рекордсмен по многим показателям - Евразия.

2. Просмотр фрагмента видеофильма "Физическая география России".

3. Беседа. Работа с физической картой Российской Федерации.

Учитель: - Что выделяет Евразию среди других материков? (Ответы учащихся).

Учитель: Действительно, главным для нас, россиян, является то, что на территории этого материка расположена страна, в которой мы живём, - самое большое по площади государство мира. Россия настолько огромна, что её территория разделена на две части.

- Какие? (Ответы учащихся)

Да, в пределах России проходит граница между Европой и Азией. Найдите на карте географические объекты, которые служат границей между этими частями света.

(Учащиеся показывают, комментируя: Карское море, Уральские горы - восточный склон, река Урал (Эмба), Каспийское море - северное и западное побережья, Кавказские горы - Кумо-Маныческая впадина, побережье Чёрного моря.)

Учитель: - Так, какая же страна Россия - европейская или азиатская?

Посмотрим на долю, занимаемую каждой из этих частей света в пределах страны: 22% территории - Европа, 78% территории - Азия.

А теперь на долю населения, проживающего в европейской и азиатской частях: 78% населения - Европа, 22% населения - Азия.

- Какой вывод можно сделать?

(По своему расположению Россия в большей мере азиатская страна, но по размещению жителей - в основном европейская.)

4. Слово учителя.

И в той и в другой частях страны россияне живут в городах и сёлах, о которых поговорим попозже.

IV. Русский язык. Повторение и обобщение знаний о тексте, стилях и типах речи.

1. Слово учителя. 

По утверждению Константина Паустовского, истинная любовь к родной стране немыслима без любви к родному языку.

А любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения поэтов и писателей. Поэтому мы на уроках русского языка и литературы учимся читать и анализировать различные тексты.

2. Беседа. Частичный лингвистический анализ текста.

- Что же такое текст? Какие виды текста вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? (73)

(Вспоминаем определение понятия "текст", перечисляем признаки текста, говорим о стилевой разновидности текстов. Находим признаки текста в анализируемом тексте "Родина".)

(Весь необходимый теоретический материал имеется на опорных карточках.)

3. Сообщение учителем новой информации о тексте. Наблюдения над текстами стихотворений.

Мы отметили, что минимальной единицей текста является предложение. Но, оказывается, есть такие тексты, которые состоят из одного предложения. Давайте вспомним стихотворение М.Ю.Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива:". 

(Подготовленным учеником читается стихотворение)

Вы видите по знакам препинания, что четыре строфы этого стихотворения, шестнадцать строк, представляют собой одно большое, пространное сложноподчинённое предложение. Такой текст, отличающийся полнотой развития мысли и законченностью интонации, принято называть периодом.

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога:

Из одного предложения состоит и стихотворение Ф.И.Тютчева.

(Читается стихотворение)

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

И, как это ни кажется необычным на первый взгляд, пословицы и поговорки, состоящие из совсем коротких предложений, - это тоже тексты. Давайте докажем этот тезис.

(Пословицы представляют собой законченное высказывание. В них можно определить тему, основную мысль, тип речи, стилевую принадлежность.

Тема приведённых на слайде пословиц - родина. Основная мысль - родину надо любить и защищать. Стиль - художественный, тип речи - рассуждение.)

4. Слово учителя.

Во многих русских пословицах упоминаются географические объекты - реки, озёра и моря, города и сёла. С помощью пословиц вы совершите путешествие по карте России, воспользовавшись советом писателя Паустовского, утверждавшего: "Привычка странствовать по картам и видеть в своём воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности".

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.