logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:

Образовательные:

Изучить особенности рек России

Показать влияние рельефа и климата на реки.
Сформировать понятия – падение, уклон, умение определять их.
Продолжить формирование умений работать с географическими картами и другими источниками знаний.

Воспитательные: Способствовать воспитанию у школьников любви к родной природе.

Оборудование: физическая карта России, атласы, контурные карты, учебники, проектор.

 

Ход урока


1. Организационный момент.

2. Домашнее задание: параграф 15, номенклатура по рекам, творческое задание на выбор: "Портрет реки”, стихи и загадки о реках, презентация по теме.


Изучение нового материала. 
Целеполагание. Учащиеся самостоятельно ставят цели урока, а учитель обобщает.
Состав внутренних вод.
– Какие виды внутренних вод вы знаете? 
– Какие из них созданы человеком?
– Чем объяснить богатство России внутренними водами?

Связь внутренних вод с другими компонентами природы 

– Какие из компонентов оказывают большое влияние на реки?

Проблема: выяснить, какое влияние на реки оказывает рельеф и климат.

Вспомним: 
– Что такое река?
– Каково значение рек?

Каждая река уникальна, но у них у всех есть общее – это части реки.

(Слайд 4).

Работа с картой "Распределение рек по бассейнам”. Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории.

– Назовите крупные реки, впадающие в этот океан.
– Почему крупнейшие реки текут на север?
– Назовите реки, впадающие в Тихий океан.
– Почему крупных рек на востоке России не так много?
– Назовите реки, относящиеся к бессточной области и к бассейну Атлантического океана.

Вывод: рельеф влияет на направление течения рек.

Горные и равнинные реки.
Сравните горные и равнинные реки.
– Каких рек больше и почему?
Пороги и водопады.

Влияние рельефа на падение и уклон реки.
Падение реки.
Определение падения реки Ангары. 456м – 76м= 380м
Определение падения реки Невы. 4м – 0м= 4м
Падение влияет на уклон реки. Это отношение падения реки к ее длине в см на км. 
Определение уклона реки Ангары: 3800см:1826км=20,8см/км.
Определение уклона реки Невы: 400см:74км=5,4см/км.

Вывод: уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость течения реки.

– Уклон реки в 12 веке определил судьбу епископа Иоанна.

В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12 веке. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т.к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это "чудо” как "знаменье Господне”, и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

Объясняется это явление просто. Оказывается, уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

Истоки крупных рек. Просмотр.

Обобщение: Как рельеф влияет на реки? (На направление течения рек, характер течения рек, скорость течения рек.)

Теперь мы должны выяснить, как климат влияет на реки.

– Расход – это количество воды, проходящее по руслу за единицу времени в кубических метрах в секунду. Среднегодовой расход Енисея 20000куб.м/сек.
– Сток – расход воды в реке за длительное время (сутки, месяц, сезон, год).
– Твердый сток – это переносимый водой материал, состоящий из растворенных в воде химических и биологических веществ и твердых мелких частиц. Максимальный твердый сток в стране имеет Терек – 26 млн т в год. 
– Дельта реки Лены.

Чем питаются и в каком режиме живут реки?


Снеговое дождевое грунтовое ледниковое.


С м е ш а н н о е


Режим рек – жизнь речного потока в течение суток, сезонов и года.


 

Межень – время устойчивого низкого уровня воды в реке.

– В какое время года на реках отмечается межень?
– Как замерзают реки на территории страны?

Половодье на реке Лене.

Обобщение: Как влияет климат на реки? (На речной сток, типы питания, режим рек.)


Работа с атласом и контурными картами. Нанести на контурные карты крупные реки и их притоки: Волга (Ока и Кама), Енисей (Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска), Лена (Алдан, Вилюй), Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур (Шилка, Аргунь, Зея, Бурея), Урал, Терек, Кубань, Нева, Дон, Печора, Обь (Иртыш). 
Подведение итогов урока. Анализ деятельности учащихся.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.