logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока:
Раскрыть сущность понятия «территориальная организация общества».
Выявить этапы развития общества.
Развивать умение вести диалог: ученик — учитель, ученик — ученик.

Основное содержание: территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
Способы действия учащихся: выявить существенные признаки понятия «территориальная организация общества», основные этапы развития территориальной организации общества, составить прогноз видов деятельности и профессий постиндустриального общества.
Ценностный компонент урока: взаимосвязь человека и природы, значение информации для жизни общества.
     

 Проверка домашнего задания:
      1. Докажите, что природа России подчинена закону широтной зональности.
      2. Чем можно объяснить природную зональность?
      3. В каких природных зонах России встречаются ковыль, пихта, солянка, береза, карликовая береза, лиственница, липа?
      4. Почему понятие «природно-хозяйственные зоны» больше отвечает сегодняшнему дню?
      5. В какой природно-хозяйственной зоне вы живете? Каковы ее особенности? Охарактеризуйте эту зону.

      

Изучение нового материала:
Чтобы рассмотреть тему «Территориальная организация общества», сложную для понимания школьников, необходимо опираться на знания о природно-хозяйственных зонах России.
Человеческое общество в своем развитии прошло несколько этапов. На каждом из этапов изменяются хозяйство, размещение населения, использование природных ресурсов. Общество развивается на определенной территории с присущими ей особенностями рельефа, климата, почв, водных ресурсов и т. д. Для учащихся важно подчеркнуть, что территориальная организация общества обусловлена природными, социальными, экономическими, политическими условиями и их взаимосвязями.
На каждой территории (в каждом регионе) складываются определенные условия для жизнедеятельности человека и ведения хозяйства. 

Далее учащиеся выясняют, какие связи существуют между территорией (областью, краем), где они проживают, и другими регионами. На основе выявленных связей они составляют схему.

Схема 29


Затем школьники изучают фрагмент «Какие этапы проходит территориальная организация общества в своем развитии?» на страницах учебника, отмечая особенности каждого этапа. Обобщая полученные знания, учащиеся заполняют таблицу.

Таблица 27

Этапы территориальной организации общества

Особенности этапа

Состав отраслей хозяйства

Взаимодействие человека с природой на каждом этапе

 

Учитель обращает внимание учеников на требования современного общества к человеку. Он отмечает, что человек должен быть гражданином своей страны, хорошим работником, профессионалом. Важными качествами личности человека, которые приводят к успеху, являются: трудолюбие, активность, мобильность, самостоятельность, творческое отношение к делу, коммуникабельность, сочетание свободы и ответственности. В постиндустриальном обществе для каждого человека становится необходимым непрерывное образование, т. е. образование в течение всей жизни. Рассмотрение данного вопроса учащиеся завершают выполнением задания 6 на с. 242 учебника.
В завершение урока учащиеся отвечают на вопросы: «Почему совершенствование орудий труда является главным условием развития общества? Каковы перспективы изменения территориальной организации общества в вашей местности (области, республике, крае)? Что вас устраивает, а что нет?»
      

Домашнее задание: 

1) изучить § 51; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—5, 8, 9 на с. 242 учебника; 3) выполнить задание 1 на с. 71 тренажера.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.