logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока
выяснить значение плана местности как модели земной поверхности в жизни человека; 
раскрыть роль условных знаков; сформировать знание о масштабе и его видах; раскрыть, как изображаются неровности земной поверхности на плане местности; 

раскрыть понятия: абсолютная и относительная высота, горизонтали; 
формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков. 
Оборудование: атлас, топографический план, космический снимок, аэрофотоснимок, компас, линейка. 
      

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: План местности. Топографическая карта. Аэрофотоснимок. Масштаб. Относительная и абсолютная высота. Горизонтали. Глазомерная съемка. 
Способы действий учащихся: определять объекты местности на плане с помощью условных знаков; определять виды масштаба; определять относительную и абсолютную высоту; определять по плану с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности; учиться читать топографическую карту. 
Ценностный компонент урока: понимать значение плана местности для умения ориентироваться в пространстве. 
Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника. 
Тип урока: комбинированный.

      Проверка домашнего задания 
      1. Что значит ориентироваться в пространстве? 
      2. Каково значение компаса? Как ориентироваться по компасу? 
      3. Что такое азимут? В каком направлении вы будете возвращаться домой, если шли по азимуту 270°? 
      4. Как ориентироваться по Солнцу, Полярной звезде, местным признакам? 
      5. Направление на Полярную звезду имеет азимут: а) 45°; б) 0°; в) 90°; г) 180°. 
      6. В каком направлении находятся объекты, если их азимуты 40, 60, 180, 270, 325°?

      Изучение нового материала 
Занимаясь хозяйственной деятельностью, человек с помощью схематического рисунка изображал определенную поверхность и находящиеся на ней объекты, создавая простейший план — подробный чертеж небольшого участка местности. Наверное, вы с родителями составляли план квартиры или комнаты, если предстояло купить или переставить мебель. Если у вас появился садовый участок, дом в деревне, родители также составляли план этого участка, чтобы спланировать, где соорудить сарай, баню, разбить сад, цветник. Таким образом, план местности имеет большое значение в жизни человека, умение составить простейший план необходимо каждому. 
Планы местности используют при строительстве объектов, прокладке магистралей. По плану определяют взаимное расположение объектов и их приблизительные размеры. Находясь в незнакомом городе, мы пытаемся приобрести план, чтобы свободно ориентироваться в нем. 
Рассмотрите рисунок 24 учебника. Какие объекты нанесены на плане? Как вы об этом узнали? Условные знаки — это азбука, по которой можно прочитать и узнать местность, изображенную на плане. 
Для решения сложных хозяйственных проблем больших территорий используются топографические карты и аэрофотоснимки. С помощью рисунка 25 учебника, выясните, чем топографическая карта отличается от аэрофотоснимка. Заполните таблицу.

Отличие топографической карты от аэрофотоснимка

Признаки

Аэрофотоснимок

Топографическая карта

Изображены все важные объекты

+

Объекты изображены условными знаками

+

Объекты похожи на их реальный вид на местности

+

Границы между объектами слабо различаются

+

Можно узнать название изображенных объектов

+

Далее учащиеся знакомятся с условными знаками, позволяющими создать определенный образ территории. Для этого проводится анализ местности, изображенной на топографической карте (рис. 25 учебника). Чтобы учащиеся лучше усвоили сложный материал, следует обратиться к рубрике «Шаг за шагом» «Читаем топографическую карту» (с. 44 учебника). 
Затем в тетради тренажера учащиеся выполняют задание, изображая условными знаками указанные объекты. 
Далее учитель переходит к формированию понятия «масштаб». Для того чтобы на плане или топографической карте изобразить территорию, ее необходимо уменьшить. Масштаб показывает размер уменьшения. Это величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности. Масштаб записывают в виде отношения чисел. Например, 1 : 10 000. Это означает, что 1 см на карте соответствует 10 000 см, или 100 м, на местности. 
Затем учащиеся знакомятся с видами масштаба (рис. 26 учебника). 
Рисунок 27 учебника наглядно показывает, как перевести численный масштаб в именованный. Учащиеся изучают рисунок и выполняют упражнения. 
Следующий вопрос, изучаемый на уроке, — изображение неровностей земной поверхности на плане местности и карте. Учащиеся находят в учебнике определение понятий относительной и абсолютной высоты. Рисунок 28 учебника хорошо иллюстрирует эти понятия. 
      Далее на уроке раскрывается понятие «горизонталь». Для более глубокого понимания этого понятия изучается рисунок 29 учебника. 
      В завершение урока учащиеся знакомятся с составлением плана местности в рубрике «Шаг за шагом» (с. 42 учебника). В качестве примера учащиеся выполняют задание 9, которое завершают дома.

      Домашнее задание 
      1. Изучить § 7. 
      2. Ответить на вопросы 1—8. 
      3. Выполнить задания 10, 11, 13, 14.

Если на курс 6 класса отведено 70 ч, то на первом уроке изучается материал «Для чего человеку необходим план местности», «Для чего нужны условные знаки», на втором уроке — «Для чего нужен масштаб», на третьем уроке — «Как изображают неровности земной поверхности на плане местности и карте», на четвертом уроке проводится урок-практикум «Составляем план местности».

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.