logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

формировать представление о географической оболочке;

выяснить строение и свойства географической оболочки;

раскрыть значение географической оболочки для жизни человечества.

Оборудование: карта полушарий, слайды и рисунки природных комплексов.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Географическая оболочка. Природный комплекс. Свойства географической оболочки: целостность, зональность, ритмичность. Пояса освещенности.

Способы действий учащихся: выявить взаимосвязи между оболочками Земли; иметь представление о природном комплексе; раскрывать взаимодействие между свойствами географической оболочки; описывать природный комплекс своей местности.

Ценностный компонент урока: подвести учащихся к выводу, что географическая оболочка — дом человечества, который надо беречь; понимать, что географическая оболочка состоит из более мелких природных комплексов, подчиняющихся общим законам природы.

Работа с учебником: работа с рисунками и понятийным аппаратом учебника.

Проверка домашнего задания

Где сосредоточена концентрация живых организмов в биосфере? Приведите примеры.

Каково значение биосферы для человечества?

Продолжите предложение: Биосфера для меня — это...

Как человек влияет на биосферу?

Выберите правильные определения:

а) растения и животные распространены на Земле равномерно;

б) в состав биосферы входят только животные организмы;

в) организмы оказывают большое влияние на земные оболочки;

г) хозяйственная деятельность человека может отрицательно влиять на биосферу.

«Природа содержит в себе как духовные, так и материальные ценности, вызывая в человеке уважение к жизни. Всякая форма жизни уникальна и достойна уважения вне зависимости от ее ценности для человека» — эти слова записаны в Хартии охраны природы. Как вы их понимаете?

Изучение нового материала

Изучение географической оболочки необходимо начать с повторения оболочек Земли, акцентируя внимание на их тесную взаимосвязь. Приступая к изучению географической оболочки, учитель отмечает, что в 30-е гг. XX в. академик А. А. Григорьев разработал учение о географической оболочке. Географическая оболочка уникальна, ее нет ни у одной из планет Солнечной системы. В ней протекают сложные процессы, которые могут быть нарушены космическими силами, человеческой деятельностью.

Мы выяснили, что разные компоненты (составные части) природы образуют так называемые земные оболочки. Это литосфера («каменная», или твердая, оболочка Земли), гидросфера (водная оболочка), атмосфера (воздушная оболочка). Особую оболочку — биосферу составляет живое вещество. Уникальным природным слоем является почва, состоящая из живого и минерального веществ. Наконец, выделяют сферу человеческой деятельности — ноосферу (буквально это означает «сфера разума»). Так вот, географическая оболочка как объект географии включает в себя верхние слои литосферы, всю гидросферу, нижние слои атмосферы, биосферу (с почвой) и ноосферу. Все эти оболочки взаимосвязаны между собой, проникая друг в друга, и тесно взаимодействуют. Особенность географической оболочки — это среда обитания человека, созданная в сотворчестве с природой и руками людей.

В результате и образуется та самая географическая оболочка, в которой обитаем мы с вами.

Учитель отмечает, что, по мнению ученых-географов, географическая оболочка простирается там, где распространена и активно участвует в природных процессах вода (в разных состояниях) и где существуют живые организмы. Географическая оболочка не имеет четких границ. Обычно за верхнюю границу принимают озоновый экран на высоте 25—30 км над земной поверхностью (над уровнем Океана). Нижняя граница опускается на первые километры в глубь литосферы. Таким образом, географическая оболочка имеет мощность (толщину) около 30 км. Казалось бы, это не так уж много. Но она опоясывает всю нашу Землю, и именно в ней протекает вся наша жизнь.

Далее выясняют, что географическая оболочка состоит из отдельных частей или компонентов: горных пород, воздуха, воды, растений, животных, человека, почвы. Взаимодействие этих компонентов создает природный территориальный комплекс (ПТК), или просто природный комплекс. Разделение географической оболочки на природные комплексы обусловлено неравномерностью поступления тепла на различные ее участки, а также неоднородностью земной поверхности (наличие гор, равнин, океанов, материков). Самый крупный природный комплекс на Земле — сама географическая оболочка. К крупным природным комплексам относят материки, океаны, а также такие природные образования, как пустыни, низменности, горы и т. д. Кроме того, существуют небольшие природные комплексы — холмы, долины, реки, болота, которые окружают местность, где вы живете. Чем меньше природный комплекс, тем однороднее в нем природные условия. Таким образом, географическая оболочка состоит из разных по масштабам, более мелких ПТК. Географическая оболочка состоит из природных комплексов разного ранга, которые входят, как матрешки, одна в другую. Относительно крупные ПТК называются ландшафтами, все более мелкие — местностями, урочищами, фациями. Важно подчеркнуть, что в наше время почти не осталось природных комплексов, не измененных человеком. На Земле созданы различные природно-хозяйственные комплексы. Причем воздействие человека может быть положительным, если, например, люди расчистили родник, погребенный под илом, провели противоовражные мероприятия, восстановили вырубленный лес. Однако воздействие человека на комплекс может быть отрицательным. Сведение лесов, загрязнение атмосферы и акваторий морей — примеры отрицательного воздействия на природные комплексы Земли.

Затем учащиеся выясняют, каковы свойства географической оболочки.

Географическая оболочка обладает некоторыми свойствами, которых нет у оболочек, из которых она состоит. Откуда же берутся эти «новые свойства»? Они появляются вследствие тесного взаимодействия между отдельными оболочками.


Пожалуй, самыми важными свойствами географической оболочки являются ее единство и целостность. Действительно, и вода, и воздух, и живые организмы проникают в верхние слои литосферы.

В водах Океана и суши растворены газы, распространены твердые частицы из литосферы, обитают животные и растения. Масса большинства организмов состоит в значительной степени из воды. Почва сочетает в себе живое и неживое вещество. При этом любое более или менее существенное изменение в какой-либо из оболочек рано или поздно приведет к изменению в других оболочках. Учитель советует ученикам: представьте, например, что в каком-нибудь регионе стало меньше выпадать атмосферных осадков. Что тогда произойдет? Учащиеся дают разные ответы. Подводя итоги, учитель отмечает, что тогда изменится климат этого региона, дефицит воды приведет к пересыханию большинства рек и исчезновению лесов вместе с его обитателями — животными. Изменится почвенный покров.

Наконец, люди будут вынуждены сменить свой основной род деятельности на этой территории. При этом может оказаться, что при недостатке воды человек будет использовать ее особенно активно, и тогда сухость климата будет еще более возрастать. Это и есть проявление тесных взаимосвязей между различными компонентами в географической оболочке. Таким образом, между разными компонентами географической оболочки постоянно происходит обмен веществом и энергией — круговорот. Одним из ярких проявлений такого обмена является круговорот воды в природе.

Единство и целостность географической оболочки проявлялись с самого момента зарождения нашей планеты, около 4,5 млрд лет назад, когда начала формироваться и географическая оболочка. И в настоящее время эти свойства проявляются в тесном взаимодействии ее компонентов, зависящих друг от друга. Знание о том, что географическая оболочка обладает целостностью, используется человеком при освоении территории, при строительстве сооружений. Нам всегда следует предвидеть, что будет с природой, если мы построим водохранилище, осушим болото, вырубим лес на определенной территории.

Затем обращается внимание на зональность географической оболочки. Примером проявления зональности является неодинаковое количество тепла, поступающего на Землю, пояса освещенности Земли. По рисунку учебника и атласу учащиеся называют их.

Домашнее задание

1. Изучить § ....

2. Ответить на вопросы 1—5.

3. Выполнить задание 6.

4. Подготовить фотографии, рисунки, коллаж на темы: «Мой любимый природный комплекс», «Я в природе». Лучшие работы поместить в портфолио.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.