Цели урока:
Сформировать образ материка.
Установить влияние географического положения материка на его природу.
Выявить особенности размещения основных форм рельефа.
Формировать умение сравнивать и делать выводы.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Южной Америки, карта строения земной коры.
Основное содержание: Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки.
Проверка домашнего задания:
1. В чем особенности географического положения Антарктиды?
2. Почему Антарктида — самый холодный материк на Земле?
3. Охарактеризуйте животный и растительный мир Антарктиды.
4. Расскажите об истории открытия и исследования Антарктиды.
Изучение нового материала:
Урок следует начать с характеристики географического положения материка по плану. Здесь необходимо обратить внимание учащихся на основные причинно-следственные связи: Южная Америка лежит в Западном полушарии; она пересекается экватором и почти вся лежит в Южном полушарии; следовательно, здесь представлены почти все климатические пояса и природные зоны Южного полушария; достаточно удаленная от других материков и от главных торговых путей.
Рельеф Южной Америки следует изучать путем сравнения с рельефом Африки. Учитель ставит вопросы по карте строения земной коры и физической карте мира.
1. Какие платформы находятся в основании материков?
2. Какие формы рельефа характерны для этой части материков?
3. Какие части материков менее древние и какой рельеф им соответствует?
4. Частью какого древнего материка являются Южная Америка и Африка?
5. Какие полезные ископаемые характерны для Южной Америки и где они размещены?
В результате сравнения рельефа Южной Америки и Африки учащиеся должны отметить черты сходства: в рельефе обоих материков бóльшую часть территории занимают равнины; в основе их залегает древний кристаллический фундамент; в прошлом фундаменты материков входили в состав Гондваны; во многих местах материков подходят близко к поверхности древние кристаллические породы.
Результаты сравнения особенностей рельефа Южной Америки и Африки можно отразить в виде таблицы.
Таблица 1
|
Южная Америка |
Африка |
Сходство |
|
|
Различие |
|
|
Домашнее задание: 1) изучить § ...; 2) ответить на вопросы 2—5; 3) выполнить задание 6 на контурной карте.
Урок 2
Цели урока:
Продолжить формирование образа материка.
Выявить особенности проявления высотной поясности Анд.
Сформировать знания об особенностях климата.
Выявить зависимость внутренних вод от рельефа и климата.
Раскрыть особенности рек и озер.
Совершенствовать умение описывать реки по типовому плану.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Южной Америки, климатическая карта, карта природных зон.
Основное содержание: высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.
Практикум. Описание Амазонки по плану.
Проверка домашнего задания:
1. Какие следствия имеет вытянутость материка в меридиональном направлении?
2. Расскажите о взаимосвязи строения земной коры и рельефа Южной Америки.
3. Совершите путешествие по карте вдоль берегов Южной Америки и Африки, сравните характер береговой линии этих материков.
Изучение нового материала:
Климат Южной Америки рекомендуется изучать в сравнении с климатом Африки путем рассмотрения климатообразующих факторов. При установлении влияния на климат географической широты отмечается, что бóльшая часть Южной Америки и Африки лежит в жарком тепловом поясе. Это обусловило сходство климатических условий этих территорий. По карте «Климатические пояса и области мира» учащиеся устанавливают, в каких поясах расположены Африка и Южная Америка.
Далее рассматривается влияние на климат других факторов: рельефа, океанов с их течениями, воздушных масс и постоянных ветров. Результаты исследования подтверждают одинаковое влияние океанов с их течениями на климат Южной Америки и Африки. Однако пассаты значительнее проникают в глубь Южной Америки, а Анды являются барьером для этих воздушных масс.
Для объяснения режима осадков и температур анализируются рисунок учебника и климатические диаграммы в атласе.
При характеристике внутренних вод Южной Америки учащиеся используют физическую и климатическую карты. Учитель предлагает школьникам найти на карте реки Южной Америки, а затем ставит вопросы: к бассейнам каких океанов они относятся? Каково их питание? Каков их режим?
Учащиеся дают описание реки Амазонки по плану.
Далее учитель отмечает, что в Южной Америке наряду с законом широтной зональности четко прослеживается закон высотной поясности — закономерной смены природных поясов с подъемом на высоту. Изучение высотных поясов в Андах осуществляется с помощью рисунка учебника.
В заключение урока учащиеся самостоятельно заполняют «Таблицу рекордов Гиннесса» для Южной Америки.
Таблица 2
Самая полноводная и самая длинная река мира |
Амазонка с Укаяли (7004 км, площадь бассейна более 7 млн км²) |
Самое высокогорное судоходное озеро мира |
Титикака (3812 м над уровнем моря) |
Самый высокий водопад мира |
Анхель (979 м) |
Крупнейшее озеро |
Маракайбо (14 350 км²) |
Крупнейший остров |
Огненная Земля (48 185 км²) |
Самая длинная горная система мира (на суше) |
Анды (более 9000 км) |
Самая высокая точка Южной Америки |
Гора Аконкагуа (6960 м) |
Самый высокий вулкан мира |
Гуальятири в Чили (6060 м), последнее извержение — в 1960 г. |
Самая большая низменность мира |
Амазонская (5 млн км²) |
Домашнее задание: 1) изучить § ...; 2) ответить на вопросы 1—3; 3) выполнить задание 4 на контурной карте и задание 5.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/