Цели урока:
сформировать представление об организмах как компонентах природы;
сформировать представление о неравномерности размещения живых организмов на планете;
показать значение биосферы для человека и ее изменение человеком.
Оборудование: слайды, рисунки, учебник.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Жизнь в биосфере. Человек — часть биосферы. Самая уязвимая оболочка Земли.
Способы действий учащихся: раскрыть взаимосвязи в биосфере; анализировать рисунки; выявлять ценность биосферы.
Ценностный компонент урока: понимать, что биосфера — самая уязвимая оболочка Земли; осознавать, что человек — часть природы.
Работа с учебником: работа с выводами, комментированное чтение, выполнение заданий к параграфу.
Проверка домашнего задания
Изучением биосферы занимался:
а) М. В. Ломоносов; б) В. И. Вернадский; в) В. В. Докучаев.
Какие оболочки включают части других оболочек: а) биосфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) гидросфера.
Выберите верные утверждения:
а) область обитания живых организмов на Земле охватывает верхние слои литосферы, гидросферу, нижние слои атмосферы;
б) биосфера возникла раньше всех оболочек Земли;
в) человек — часть органического мира нашей планеты.
Назовите главное свойство почвы.
Что делается в вашей местности по улучшению плодородия почв?
Что такое круговорот веществ в биосфере?
Какова главная характеристика биосферы?
Изучение нового материала
Изучая вопрос о размещении организмов на Земле, учащихся подводят к выводу, что наибольшая концентрация живых организмов сосредоточена там, где земные оболочки соседствуют друг с другом. Многообразие органического мира зависит от количества тепла, света, влаги.
Отвечая на вопрос, в чем значение биосферы для человека, учитель предлагает учащимся заполнить таблицу (задание 5 учебника). Учащиеся читают текст параграфа, делают выводы и под руководством учителя выполняют задание.
О том, как человек изменяет биосферу, учащиеся узнают из текста учебника. Учитель комментирует прочитанное, дополняет, делает выводы.
Домашнее задание
1. Изучить § ....
2. Ответить на вопросы 1—4.
3. Выполнить задания 5—7.
Обобщение по теме
Экспресс-контроль
Какие оболочки Земли занимает биосфера?
Объясните, почему живые организмы распространены неравномерно по поверхности Земли.
Приведите примеры взаимодействия живых организмов:
а) с атмосферой;
б) с гидросферой;
в) с биосферой.
Какое место в биосфере занимает человек?
Почему возникла проблема сохранения биосферы?
Объясните на примерах взаимосвязь и взаимозависимость биосферы и литосферы, биосферы и гидросферы.
Подумайте и ответьте, как вы связаны с биосферой.
Можно ли утверждать, что гибель природы начинается с исчезновения леса?
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/