logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

формировать понятия «погода» и «климат»;

формировать представление о воздушных массах;

выявить зависимость климата от географической широты, воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения по отношению к горным склонам;

выявить влияние погодных условий на здоровье людей;

формировать умения описывать погоду и климат.

Оборудование: дневник наблюдений за погодой, слайды, учебник, физическая карта полушарий.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Погода. Воздушные массы. Климат. Ураган. Смерч.

Способы действий учащихся: анализ карты «Изменение климатических показателей с запада на восток»; использование собственных наблюдений о погоде и климате для обобщений; обработка данных наблюдений за погодой за определенный период времени.

Ценностный компонент урока: раскрыть значение прогнозирования погоды и климата для природы и хозяйственной деятельности человека.

Работа с учебником: работа с определениями понятий, картой в учебнике.

Проверка домашнего задания

Объясните, что происходит с водой в атмосфере.

Выберите правильные утверждения:

а) чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может в нем содержаться;

б) степень насыщенности водяным паром показывает абсолютная влажность воздуха;

в) прибор для измерения влажности называется гигрометром;

г) самое большое количество осадков выпадает в Черрапунджи;

д) определение влажности воздуха имеет значение не только для определения погоды, но и для проведения технических мероприятий, при хранении книг, музейных картин, лечении многих болезней, орошении полей;

е) количество осадков на земной поверхности называется облачностью.

Как вы считаете, какое влияние оказывает облачность на температуру воздуха?

Вы провели наблюдения за облаками и облачностью. Какие выводы вы сделали?

Какие виды осадков характерны для вашей местности в теплое и холодное время года?

Изучение нового материала

Наверное, нет таких людей, которых бы не интересовала погода. Слишком во многом люди зависят от нее.

Прочитайте фрагмент параграфа «Что мы знаем о погоде». Составьте план по этому фрагменту текста. После того как учащиеся прочитали текст и озаглавили каждый пункт плана, учитель выясняет, что такое погода. Почему погоду называют «капризное дитя природы»? Назовите характеристики погоды. Систематизируя ответы учащихся, учитель чертит на доске схему.

 


 

Выявите, какая зависимость прослеживается между этими факторами, как все элементы и явления погоды между собой взаимосвязаны.

Одно из свойств погоды — ее изменчивость. Учащиеся приводят примеры и делают вывод, что главная причина изменения погоды состоит в изменении количества тепла, получаемого в течение суток.

Характеристика погоды включает: средние суточные температуры, атмосферное давление, состояние облачности, осадки, направление и силу ветра.

На основании данных календаря погоды учащиеся характеризуют погоду сегодняшнего дня, проводят анализ погоды за неделю и месяц.

Следующий вопрос, который рассматривается на уроке: что такое воздушные массы и какие они бывают?

Учитель дает определение понятия «воздушные массы»: огромные массы воздуха с определенными однородными свойствами (влажность, температура), которые формируются над сушей и над морем. Именно постоянное перемещение воздушных масс вызывает изменение погоды.

Характеристику различных типов воздушных масс учитель дает по схеме, сопровождая объяснение конкретными примерами. Объяснение необходимо сопровождать показом называемых территорий на карте России и карте полушарий.

 


 

Далее учитель переходит к объяснению, что такое климат и какие главные факторы влияют на него. Характеризуя каждый фактор, учитель обращает внимание учащихся на рисунок «Изменения климатических показателей с запада на восток». Учитель объясняет, что и как можно узнать по этой карте. Что можно прочитать по диаграмме? Учащиеся анализируют показатели средних температур и годового количества осадков в Екатеринбурге, Калининграде, Чите, Петропавловске-Камчатском и с помощью учителя делают выводы. Определяют их географические координаты.

Как влияют погодные условия на здоровье людей, учащиеся узнают из текста учебника, дополняя его своими личными наблюдениями.

Далее учитель обращает внимание на опасность таких атмосферных явлений, как ураган, смерч, туман, обильные осадки. Выясняет, какие опасные явления характерны для местности, в которой учащиеся проживают.

В завершение урока учащимся предлагается игра «Если бы я был волшебником, что бы я изменил в климате своей местности?».

Подводя итоги урока, учитель обобщает и повторяет новый материал, проверяет, как его усвоили ученики.

Домашнее задание

1. Изучить § ... .

2. Ответить на вопросы 2—9.

3. Выполнить задания 1, 10, 11.

4. Написать маленькое эссе на тему «У природы нет плохой погоды».

 

 

Обобщение по теме

Экспресс-контроль

Какое из следующих утверждений является верным:

а) температура воздуха с высотой повышается;

б) температура воздуха с высотой понижается?

Температура воздуха определяется с помощью:

а) барометра; б) термометра; в) линейки.

Атмосферное давление — это:

а) сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела; б) столб ртути высотой 1 мм.

Почти весь водяной пар сосредоточен:

а) в верхних слоях атмосферы; б) в тропосфере; в) в стратосфере.

Наибольшая температура воздуха наблюдается летом при ясной погоде: а) в полдень; б) в полночь; в) после полудня.

Покажите стрелками направление ветра. Выделите ветер с наибольшей силой:

A) 730 мм рт. ст 760 мм рт. ст

Б) 760 мм рт. ст 751 мм рт. ст

B) 735 мм рт. ст 742 мм рт. ст

Постройте график годового хода температуры своей местности. Определите среднюю годовую температуру.

Сравните бриз и муссон по плану: 1. Название в переводе на русский язык. 2. Причины образования. 3. Территории, где встречаются. 4. Как меняют свое направление.

Как вы считаете, влияет ли ветер на показания вашего термометра за окном?

Составьте памятку вместе с родителями:

а) как приспособиться к очень жаркому сухому лету;

б) как приспособиться к очень холодным морозным дням.

Соберите местные признаки, предсказывающие погоду. Попробуйте проанализировать, действительно ли по местным наблюдениям можно определить, какой будет погода.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.