Цели урока:
Осуществить межпредметные связи с курсом истории по вопросу формирования территории России.
Выяснить, как заселялась территория России.
Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.
Формировать умение работать с текстом и картами учебника.
Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
Практикум.
Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).
Способы действия учащихся: вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § .. и картами (рисунки учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России.
Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории.
Проверка домашнего задания:
1. Покажите на карте города-миллионеры России. Определите, где они расположены.
2. Покажите на физической карте основные природные объекты и объекты, созданные человеком, по которым следует ориентироваться, и назовите их.
3. Что такое районирование? Назовите основные способы районирования.
4. В чем особенности административно-территориального деления России?
Изучение нового материала:
Эпиграфом к уроку могут стать слова историко-географа В. И. Малова: «История географических открытий, формирование русских территорий — это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».
Особенность данного урока — опора на знания, полученные учащимися из курса истории: когда была заселена территория, входящая ныне в состав России? Чем занималось население? Как оно приспосабливалось к природным условиям?
В связи с тем что учащиеся только начинают знакомиться с новым учебником, с учетом междисциплинарного характера урока, рекомендуется провести его на основе работы с текстом § ... и анализа карт (рисунки учебника).
Для того чтобы раскрыть вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России, используются мини-сообщения учащихся на основе опережающих заданий по плану:
1. Краткая биография первопроходца (путешественника, исследователя).
2. Вклад в освоение территории России.
3. Вклад в развитие географии.
4. Вклад в развитие хозяйства России.
5. Что в биографии привлекло ваше внимание и почему.
Мини-сообщение можно оформить в виде таблицы.
Таблица 1
ФИО |
Годы жизни |
Исследуемая территория |
Основной вклад в развитие географии |
|
|
|
|
При подготовке мини-сообщений учащимся следует определить лейтмотив рассказа, сформулировав его в виде эпиграфа. Этим подчеркивается ценностный аспект урока.
Обсуждая с учениками материал параграфа, нужно привести слова известных ученых, например географа В. В. Покшишевского, который отмечал, что в своих переселениях наш народ прошел многие муки, но для его великого географического пути не было характерно то ощущение расставания с Отчизной, какое знала иностранная зарубежная миграция.
Известный географ Н. Н. Михайлов выделил такие особенности в освоении территории: «...в пределах необъятной России вновь осваиваемые места прилегали к ранее освоенным, и русский человек, переселяясь, не покидал своей Родины, а лишь раздвигал ее границы. Он не переставал быть русским человеком, непосредственно и кровно связанным с Отечеством».
Путешественник И. Д. Черский писал: «Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?»
Учитель предлагает проанализировать слова ученых, высказать свое мнение по поводу справедливости этих высказываний. Учитель задает вопрос: «Какое из высказываний вам ближе и почему?»
В завершение урока учащиеся выполняют одно из заданий тренажера по изучаемой теме (на выбор).
Домашнее задание:
1) изучить § ...; 2) ответить на вопросы и выполнить задания рубрик «Это я знаю», «Это я могу».
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/