logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

Осуществить межпредметные связи с курсом истории по вопросу формирования территории России.

Выяснить, как заселялась территория России.

Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.

Формировать умение работать с текстом и картами учебника.

Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Практикум.

Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Способы действия учащихся: вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § .. и картами (рисунки учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России.

Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории.

Проверка домашнего задания:

1. Покажите на карте города-миллионеры России. Определите, где они расположены.

2. Покажите на физической карте основные природные объекты и объекты, созданные человеком, по которым следует ориентироваться, и назовите их.

3. Что такое районирование? Назовите основные способы районирования.

4. В чем особенности административно-территориального деления России?

Изучение нового материала:

Эпиграфом к уроку могут стать слова историко-географа В. И. Малова: «История географических открытий, формирование русских территорий — это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».

Особенность данного урока — опора на знания, полученные учащимися из курса истории: когда была заселена территория, входящая ныне в состав России? Чем занималось население? Как оно приспосабливалось к природным условиям?

В связи с тем что учащиеся только начинают знакомиться с новым учебником, с учетом междисциплинарного характера урока, рекомендуется провести его на основе работы с текстом § ... и анализа карт (рисунки учебника).

Для того чтобы раскрыть вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России, используются мини-сообщения учащихся на основе опережающих заданий по плану:

1. Краткая биография первопроходца (путешественника, исследователя).

2. Вклад в освоение территории России.

3. Вклад в развитие географии.

4. Вклад в развитие хозяйства России.

5. Что в биографии привлекло ваше внимание и почему.

Мини-сообщение можно оформить в виде таблицы.

 

Таблица 1

ФИО

Годы жизни

Исследуемая территория

Основной вклад в развитие географии

При подготовке мини-сообщений учащимся следует определить лейтмотив рассказа, сформулировав его в виде эпиграфа. Этим подчеркивается ценностный аспект урока.

Обсуждая с учениками материал параграфа, нужно привести слова известных ученых, например географа В. В. Покшишевского, который отмечал, что в своих переселениях наш народ прошел многие муки, но для его великого географического пути не было характерно то ощущение расставания с Отчизной, какое знала иностранная зарубежная миграция.

Известный географ Н. Н. Михайлов выделил такие особенности в освоении территории: «...в пределах необъятной России вновь осваиваемые места прилегали к ранее освоенным, и русский человек, переселяясь, не покидал своей Родины, а лишь раздвигал ее границы. Он не переставал быть русским человеком, непосредственно и кровно связанным с Отечеством».

Путешественник И. Д. Черский писал: «Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?»

Учитель предлагает проанализировать слова ученых, высказать свое мнение по поводу справедливости этих высказываний. Учитель задает вопрос: «Какое из высказываний вам ближе и почему?»

В завершение урока учащиеся выполняют одно из заданий тренажера по изучаемой теме (на выбор).

Домашнее задание:

1) изучить § ...; 2) ответить на вопросы и выполнить задания рубрик «Это я знаю», «Это я могу».

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.