logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

Продолжить формирование образа материка на основе показа особенностей жизни населения, культуры и традиций.

Познакомить с историей исследования Африки.

Формировать умение описывать население материка.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Африки, политическая карта Африки, портреты исследователей.

Основное содержание: Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.

Проверка домашнего задания:

1. Каковы особенности географического положения Африки?

2. Каковы особенности поверхности Африки?

3. Покажите на карте крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Чем объяснить такое их расположение?

4. Как географическое положение Африки влияет на распределение температур?

5. Каковы причины неравномерного распределения осадков на материке?

Изучение нового материала:

Как известно, именно Африка была родиной современного человека. Африканская цивилизация очень отличается от других цивилизаций. Основу ее составляет гармоничное сосуществование с природой.

При изучении истории освоения Африки прежде всего учитель выясняет, что знают школьники о древних государствах Северной Африки, о богатствах материка. Вместе с тем он отмечает, что Африка, хотя и находится недалеко от Европы, на протяжении веков была недоступна для европейцев. Во внутренние области с севера путь преграждала пустыня Сахара, а с запада и востока — труднодоступные берега. Европейцам лишь к концу XV в. удалось узнать очертания материка.

Для открытия морского пути из Европы в Индию была снаряжена португальская экспедиция во главе с Васко да Гама. Европейцы обогнули Африку с юга и впервые подошли к ее восточным берегам.

После характеристики португальских открытий учитель отмечает, что последующие путешествия и экспедиции в Африку носили колонизаторский характер. С научной целью исследовали материк лишь немногие путешественники. Из всех исследователей Африки наибольшая известность принадлежит англичанину Д. Ливингстону.

Учитель рассказывает об исследованиях Д. Ливингстона и о русских исследователях Африки В. В. Юнкере и Н. И. Вавилове. Затем учитель предлагает учащимся проследить по карте маршрут путешествий Д. Ливингстона: восточная часть Калахари, озеро Нгами, бассейн реки Замбези, водопад Виктория. Далее он прошел вдоль озера Ньяса, западного берега озера Танганьика, открыл реку Луалаба, озеро Бангвеулу.

На следующем этапе урока изучается география колонизации Африки. Учащиеся изучают карту на рисунке  учебника, приводят примеры колоний различных европейских государств и заполняют таблицу 1.

 

Таблица 1

Регион

Бывшие колонии

Великобритании

Франции

Португалии

Испании

Италии

Бельгии

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка

 

Далее изучается население Африки. Учащиеся, используя карту «Народы и плотность населения мира» в атласе, определяют:

— какими расами представлено население Африки;

— какие народы заселяют Северную, Центральную и Южную Африку;

— каковы особенности размещения населения на материке; крупнейшие города.

В результате анализа карты школьники должны прийти к следующим выводам:

1) население Африки принадлежит к трем расам;

2) этнический состав очень пестрый;

3) в Северной Африке преобладают арабы, к югу от Сахары проживают многочисленные представители негроидной расы;

4) бóльшая часть населения проживает в сельской местности.

Затем учащимся предлагается заполнить таблицу.

 

Таблица 2

Регион

Расы и народы

Северная Африка

Европеоидная: берберы, арабы

Южная Африка

Негроидная: бушмены, готтентоты

Экваториальная Африка

Негроидная: пигмеи

Эфиопское нагорье

Народ контактной группы европеоидов и негроидов: эфиопы

Мадагаскар

Монголоидная: малагасийцы

С хозяйственной деятельностью населения учащиеся знакомятся самостоятельно, изучая текст § ... на с. ... учебника и рисунок ....
     

Домашнее задание: 

1) изучить § ...; 2) ответить на вопросы 2—5; 3) выполнить задания 1, 6—9; 10 по выбору учащихся.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.