logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

Сформировать представление о своеобразии и уникальности природы материка.

Раскрыть особенности исследования материка, роль русских в его открытии и исследовании.

Формировать умения анализировать различные источники географической информации.

Оборудование: учебник, атлас, картины, кинофрагменты, карта Антарктиды.

Основное содержание: Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как человеку использовать Антарктиду?».

Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.

Проверка домашнего задания:

1. Каковы особенности растительного и животного мира Австралии?

2. Дайте характеристику реки Дарлинг.

3. Дайте описание объектов Всемирного природного наследия Австралии.

4. Назовите и покажите составные части Океании.

Изучение нового материала:

Урок начинается с разъяснения понятия «Антарктика». Учитель говорит, что это область, включающая в себя материк Антарктиду и южные участки океанов, ее омывающих, в пределах 50—60° ю. ш.

Более подробно следует остановиться на географическом положении Антарктиды (используя карты и типовой план). Необходимо выделить следующие особенности географического положения Антарктиды:

— материк почти полностью находится за Южным полярным кругом;

— Южный полюс лежит в центральной части материка;

— в Антарктиде все берега только северные;

— берега Антарктиды омывают три океана;

— Антарктида удалена от всех материков, кроме Южной Америки;

— Антарктида лежит в пределах холодного пояса.

Говоря об открытии Антарктиды, необходимо подчеркнуть приоритет русской экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева и то, что Антарктиду открыли позже других материков. Учитель рассказывает о современных исследованиях в Антарктиде и об условиях жизни и работы на полярных станциях.

Переходя к характеристике строения материка, учитель обращает внимание учащихся на карту строения земной коры и рисунок 106 учебника. Школьники приходят к выводу, что в основе материка лежит Антарктическая платформа. Горы, начинающиеся на Антарктическом полуострове и протянувшиеся вдоль западной окраины материка, относятся к альпийской складчатости. Эта область является частью Тихоокеанского огненного кольца. Здесь есть действующие вулканы. Значительные участки земной коры оказались ниже уровня Океана в результате прогибов под тяжестью льда.

Перед изучением климата материка учитель проводит беседу по проблеме: почему Антарктида — самый холодный материк? В ходе беседы школьники анализируют климатическую карту атласа и отвечают на следующие вопросы:

1. В каком поясе лежит Антарктида?

2. Каковы значения летних и зимних изотерм в центре материка и на побережье?

3. Сколько выпадает осадков в год?

4. Когда в Антарктиде бывает полярный день и полярная ночь?

5. Почему поверхность Антарктиды даже в летний период плохо прогревается?

Обобщая беседу, учитель выделяет факторы, влияющие на формирование климата Антарктиды:

— малый угол падения солнечных лучей, что зависит от географической широты;

— сильное охлаждение в период полярной ночи;

— мощный ледяной покров, занимающий практически весь материк, вследствие чего происходит интенсивное охлаждение, 90% солнечной радиации отражается от ледяной поверхности;

— огромная разница температур воздуха внутренних и прибрежных районов обусловливает постоянный сток холодного воздуха в сторону океана;

— стоковые ветры; они препятствуют проникновению более теплых воздушных масс с океана на материк.

Знакомясь с растительным и животным миром, учащиеся получают представление о ледяной зоне. Все живое в этой зоне ограничено узкой прибрежной полосой и тесно связано с морем. Учитель сообщает некоторые подробности об условиях обитания типичных представителей животного мира этой области.

В заключение урока учитель предлагает заполнить «Таблицу рекордов Гиннесса» для Антарктиды.

 

Таблица 1

Крупнейший полуостров

Антарктический

Самая высокая вершина

Массив Винсон (5140 м)

Самый высокий действующий вулкан

Эребус (3794 м)

Мировой полюс холода

Станция Восток (–88,3 °С)

Самый южный материк

Крайняя северная точка 63° ю. ш.

Был позже всех открыт

Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в 1820 г.

Домашнее задание: 

изучить § ...; ответить на вопросы 1—5; выполнить задания 6—8; задание 9 по желанию учащихся; используя дополнительные источники информации, разработайте проект «Как человеку использовать Антарктиду?».

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.