logo

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

Формировать умение читать карты России, ориентируясь относительно природных объектов и объектов, созданных человеком.

Сформировать понятия «географический район», «районирование», «административно-территориальное деление».

Основное содержание: ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Практикум.

1. Ориентирование по физической карте России.

2. Сравнение способов районирования (природного и экономического).

Способы действия учащихся: проанализировать физическую карту и карту административно-территориального деления России, сравнить природное и экономическое районирование России, нанести географические объекты на контурную карту.

Ценностный компонент урока: значимость географической карты как общечеловеческой ценности.

Проверка домашнего задания:

1. В скольких часовых поясах располагается Россия? В каком часовом поясе расположена ваша местность (область, республика, край)?

2. Что такое местное солнечное время?

3. Для чего необходима карта часовых поясов? Какие особенности характерны для карты часовых поясов?

4. Определите время в Анадыре, Красноярске, Омске, если в Москве 12 ч, 20 ч, 24 ч.

5. На сколько часов и в каком направлении необходимо перевести стрелки часов, если мы перелетаем из II часового пояса в VII, X?

Изучение нового материала:

Изучение нового материала начинается с выявления роли географической карты в жизни человека и хозяйстве страны. На важную роль карты указывал еще Н. Н. Баранский, утверждая, что карта — альфа и омега географии, второй язык географии, один из критериев географичности.

На современном этапе повышается роль карты в жизни общества, расширяется ее значение как средства накопления и передачи информации. Карта — важнейший язык межнациональной коммуникации, с ее помощью человек ориентируется в пространстве. В последние годы некоторые ученые рассматривают карту как образно-знаковую геоинформационную модель.

Чтобы школьники получили представление о том, как нужно ориентироваться по картам России, находить на них географические объекты, устанавливать взаимосвязи географических объектов с другими объектами, им предлагается ознакомиться с фрагментами текста § ... («Каковы основные природные объекты России?», «Что из созданного человеком наиболее заметно на карте России?») и физической картой России. После изучения фрагментов текста учитель предлагает учащимся назвать объекты природы или объекты, созданные человеком, по которым нужно ориентироваться на карте России. Затем учащиеся находят на физической карте названные в тексте географические объекты, а дома наносят их на контурную карту.

Далее обсуждается познавательный вопрос: на какие районы делится Россия? Сначала учащиеся выясняют, что такое районирование и географический район. Затем, последовательно выполняя практические задания рубрики «Читаем карту» в учебнике и анализируя рисунки учебника, знакомятся с видами районирования — природным, географическим и экономическим.

Результатом работы учащихся является их самостоятельный ответ на вопрос: «Чем различаются природное и экономическое районирование и что у них общего?»

Следующая часть урока (это может быть и самостоятельный урок) посвящена изучению административно-территориального деления России.

Сначала учащиеся знакомятся с картой «Административно-территориальное деление» (см. Приложение учебника). Они выясняют, какие субъекты входят в состав Российской Федерации. Учитель акцентирует внимание учащихся на равноправии всех ее субъектов.

Учитель отмечает, что деление территории на части осуществляется для удобства управления страной. Первые попытки разделения России на районы были предприняты еще в XVIII в. путем группировки смежных губерний, сходных между собой. Учитель называет имена К. И. Арсеньева, П. П. Семенова-Тян-Шанского, внесших вклад в районирование России.

Домашнее задание:

1) изучить § ...; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; 3) нанести на контурную карту субъекты Российской Федерации — республики, края, автономные округа и автономную область.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.