logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

Сформировать знания об особенностях природы Европы.

Закрепить общеучебные умения: сравнивать, описывать, анализировать.

Развивать умение работать с «параграфами-путешествиями».

Оборудование: учебник, атлас, карты путешествий учебника, видеофрагменты, картины.

Основное содержание: путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция — особая культура.

Проверка домашнего задания:

1. Каковы исторические особенности освоения и заселения Европы?

2. Каковы особенности хозяйства стран Европы?

3. Дайте характеристику географического положения Европы.

4. Покажите на карте государства, входящие в состав Европейского союза.

Изучение нового материала:

Путешествие по Европе начинается с комментированного чтения текста. По ходу путешествия учитель приводит дополнительные сведения о географических объектах, встречающихся по пути.

Первый объект путешествия — Исландия. Исландия означает «Ледяная страна». Учащиеся определяют географическое положение страны, отмечая приморское положение. Зимой воды океана, омывающего Исландию, не замерзают. (Почему?) Первые поселенцы появились в Исландии в конце XI в. Тогда же на западном побережье острова, на берегу удобной бухты, они основали поселение, которое назвали Рейкьявик, что в переводе означает «Дымящаяся бухта». За дым поселенцы приняли пар, поднимающийся над горячими источниками. Особенность природы острова — это сочетание ледников и действующих вулканов. Климат Исландии типично океанический: лето прохладное и дождливое, зима сравнительно мягкая и многоснежная. Вместе с тем здесь нередки сильные штормы, ураганные ветры, туманы.

Рейкьявик — самая северная столица мира, в нем проживает почти половина жителей страны. Город по праву считают самой чистой из мировых столиц. Большинство зданий отапливается природной горячей водой (геотермальные источники). Тепло подземных источников используется в Исландии и в парниково-тепличном хозяйстве. Здесь круглый год выращивают помидоры, огурцы и другие овощи, а из фруктов — дыни, виноград и др.

Промышленные предприятия представлены отраслями, связанными с рыбным хозяйством: судостроение, судоремонт, рыбопереработка, производство рыбопромыслового оборудования.

Следуя на юго-восток, мы попадаем на Британские острова. Учитель отмечает, что рельеф Британских островов разнообразен. В Шотландии древние, сильно разрушенные горы. Юго-восток Британских островов — равнины. Восточное побережье — низменности. Острова далеко выдвинуты на северо-запад и поэтому испытывают очень большое влияние Атлантического океана и проходящего поблизости Северо-Атлантического течения. Их климат мягкий, влажный. Часто идут дожди, погода неустойчивая, с сильными ветрами.

Далее на пути Пиренейский полуостров. На Пиренейском полуострове расположены Испания и Португалия. Название столицы Испании Мадрид произошло от арабского «мадшрит», что значит «луг», «пастбище». Город расположен в центре полуострова, среди сухой равнины. На южном побережье полуострова — субтропическая средиземноморская растительность. Пиренейский полуостров издавна освоен человеком, природа его сильно изменена: земли распаханы, дикие животные почти истреблены. Большие площади заняты виноградниками, плантациями цитрусовых и оливковых деревьев. Лиссабон — столица Португалии — является крупным портом.

Пиренейские горы протянулись с запада на восток более чем на 400 км. Это труднопроходимые горы. Некоторые вершины Пиренеев покрыты вечными снегами. Горы являются естественным барьером между Испанией и Францией.

Затем учащиеся по карте, используя описание в учебнике, совершают путешествие вдоль западного побережья Франции, отмечая особенности его природы.

Приближаясь к главному европейскому морскому «перекрестку», отметим значение скоростного тоннеля, соединяющего Францию и Великобританию.

Прежде чем повернуть на север, приглядимся внимательнее к побережью Нидерландов. Учитель отмечает особенности страны.

Конечным пунктом путешествия являются страны, для которых наиболее характерной чертой является приморское положение, — это Норвегия и Швеция. (Определите, какие океаны и моря их омывают.)

Главная природная особенность Норвегии — многочисленные фьорды — узкие глубокие морские заливы с круто обрывающимися берегами. Самый длинный фьорд — Согне-фьорд. В длину он протянулся более чем на 200 км, его глубина превышает 1000 м, а над поверхностью воды на столько же вздымаются отвесные скалистые берега. Как же образовались такие гигантские фьорды, как Согне? В глубокие речные долины сползали ледники или врывались сильные морские волны. Тысячелетиями вода и лед обрабатывали камень, и теперь мы восторгаемся результатами их усилий. На многочисленных реках построено огромное количество гидроэлектростанций, а по выработке электроэнергии на душу населения Норвегия занимает первое место в мире.

Швецию называют страной воды и камня. Учитель предлагает учащимся составить рекламный проспект с выделением достопримечательностей, которые могут заинтересовать приезжающего в страну.

В целях систематизации знаний, полученных в ходе путешествия, учащиеся заполняют таблицу 1. При заполнении таблицы следует использовать карты учебника и карты атласа.

 

Таблица 1

Природные зоны Европы

Природная зона

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Хозяйственная деятельность

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

Степи и лесостепи

Смешанные и широколиственные леса

Тайга

Тундра и лесотундра

Домашнее задание: 1) изучить § ...; 2) выполнить задания 1—4.

 

 

Урок 2

Цели урока:

Сформировать знания об особенностях природы Европы.

Закрепить общеучебные умения: сравнивать, описывать, анализировать.

Развивать умение работать с «параграфами-путешествиями».

Оборудование: учебник, атлас, карты путешествий учебника.

Основное содержание: маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

Проверка домашнего задания:

1. Определите географические координаты городов Лиссабон, Мадрид, Стокгольм.

2. Каковы особенности природы острова Исландия?

3. Дайте характеристику географического положения Испании.

4. Как особенности природы Норвегии отразились на хозяйственной деятельности ее населения?

Изучение нового материала:

Дальнейшее путешествие предполагает заполнение таблицы «Природные зоны Европы», предложенной на предыдущем уроке.

Первый участок путешествия — это Польская низменность, которая занимает всю северную и среднюю часть Польши. На востоке она смыкается с Восточно-Европейской равниной, на западе — с Северо-Германской низменностью. Какие причины определили такой рельеф Польши? На строение поверхности Польши сильное влияние оказало четвертичное оледенение. Созидательная работа ледника хорошо видна в рельефе Польской низменности, на которой выделяется три широтные полосы: прибрежных низменностей, поозерий и центральных низменностей.

Полоса прибрежных низменностей на протяжении более 500 км окаймляет берег Балтийского моря. Характерные ландшафты этой полосы так называемые жулавы, которые напоминают голландские низменности на побережье Северного моря (польдеры).

Южнее полосы приморских низменностей протягивается полоса поозерий шириной 40—90 км. Здесь всюду прослеживаются следы последнего ледника — множество округлых холмов, озер, короткие порожистые реки. Красота лесных массивов и водные маршруты, по которым можно совершать байдарочные переходы, превратили этот край в один из главных туристических районов Польши.

Южнее полосы поозерий протянулась полоса центральных низменностей — основная часть Польской низменности. Рельеф этой полосы благоприятствует развитию земледелия и транспортных путей. Огромные площади здесь распаханы под возделывание различных сельскохозяйственных культур.

Следующий участок путешествия — это придунайские страны. Учитель показывает роль реки в хозяйственной деятельности этих стран. Учащиеся дают характеристику Дуная по плану.

Заканчивается путешествие в Греции. Учитель подчеркивает особенности этой страны. Учащиеся выступают с презентацией памятников Всемирного культурного наследия Греции.

В заключение урока учащиеся заполняют «Таблицу рекордов Гиннесса» для Европы.

Таблица 2

Самая большая по площади страна

Самая большая по численности населения страна

Самая малая по площади страна

Самая малая по численности населения страна

Самая северная страна

Самый большой по численности населения город

Страна с наиболее высокой долей горожан

Домашнее задание: 1) изучить § ...; 2) выполнить задания 1—4.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.