Цели урока:
Сформировать образ материка.
Выявить особенности рельефа материка.
Сформировать знания об особенностях климата материка.
Выявить зависимость внутренних вод от рельефа и климата материка.
Раскрыть особенности рек и озер Северной Америки.
Совершенствовать умение сравнивать географические объекты.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, карта строения земной коры, климатическая карта, видеофрагменты.
Основное содержание: Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.
Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).
Проверка домашнего задания:
1. Дайте характеристику географического положения Бразилии.
2. Предложите проект «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».
3. Расскажите об особенностях хозяйственной деятельности населения Бразилии.
Изучение нового материала:
Учащиеся уже в достаточной степени владеют приемом определения географического положения материка, поэтому особенности географического положения Северной Америки они определяют самостоятельно.
Далее учащиеся сравнивают географическое положение Северной Америки и Южной Америки. Учащиеся отмечают:
а) черты сходства: оба материка лежат в Западном полушарии, широкий фронт береговой линии со стороны Атлантического и Тихого океанов, удаленность от материков Восточного полушария (кроме Аляски), конфигурация материков похожа на треугольник, обращенный расширенной стороной на север;
б) черты различия: Северная Америка целиком расположена в Северном полушарии, бóльшая часть территории лежит в умеренном поясе, на севере омывается водами Северного Ледовитого океана, береговая линия сильно изрезана.
При характеристике рельефа материка учащимся предлагаются задания на выявление причинно-следственных связей:
1. Составьте характеристику рельефа Северной Америки и сделайте вывод о влиянии крупных форм рельефа на направление перемещения воздушных масс и, как следствие, на особенности погодных условий Северной Америки.
2. Составьте сравнительную характеристику рельефа Северной Америки и Южной Америки.
3. На примере Северной Америки подтвердите существующую закономерность в размещении крупных форм рельефа от строения земной коры.
4. На примере Северной Америки подтвердите существующую закономерность в размещении полезных ископаемых от строения земной коры.
При выполнении заданий учащиеся пользуются физической картой, картой строения земной коры, рисунком учебника. При описании отдельных форм рельефа можно предложить следующее задание: дайте сравнительную характеристику Кордильер и Аппалачей. Результаты отразите в таблице.
Таблица 1
|
Кордильеры |
Аппалачи |
Местоположение |
|
|
Высота |
|
|
Возраст (молодые или старые горы) |
|
|
Закончился ли процесс горообразования |
|
|
Землетрясения, вулканы |
|
|
Полезные ископаемые |
|
|
Учащиеся уже приобрели навыки работы с климатической картой, поэтому изучение климата этого материка следует провести методом беседы с использованием карты и рисунка 137 учебника.
1. Между какими широтами расположена Северная Америка?
2. В каких тепловых поясах она находится?
3. Вспомните особенности рельефа Северной Америки и скажите, какое влияние на климат внутренних частей материка оказывают океаны.
В результате беседы учащиеся устанавливают, что климат Северной Америки формируется под влиянием следующих причин: а) большая протяженность материка с севера на юг; б) почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов; в) по обширным равнинам, лежащим в центральной части материка, свободно проникают ветры с севера на юг и с юга на север.
Далее учитель вместе с учащимися прослеживает расположение климатических поясов и областей и дает краткую характеристику каждого пояса, показывая взаимодействие факторов, влияющих на формирование климата Северной Америки.
При изучении внутренних вод следует обратить внимание на богатство речной системы и особенно озерной сети Северной Америки, большую роль снегового и ледникового питания рек, периоды половодья, связанные с весенним таянием снега, своеобразие вскрытия рек, текущих на север.
При изучении рек и озер, кроме общей характеристики, учитель останавливается на описании Миссисипи и системы Великих озер. Здесь уместно продемонстрировать картины, описания или видеофрагменты Ниагарского водопада, Большого каньона, водопада Йосемит.
В заключение урока учащиеся заполняют «Таблицу рекордов Гиннесса» для Северной Америки.
Таблица 2
Самая крупная система пещер мира |
Мамонтова пещера (530 км) |
Самый большой остров мира |
Гренландия (более 2 млн км²) |
Крупнейший полуостров |
Лабрадор (1320 тыс. км²) |
Самая высокая точка материка |
Гора Мак-Кинли (6194 м) |
Самый высокий вулкан |
Попокатепетль (5452 м) |
Самая низкая точка материка |
Долина Смерти (–86 м) |
Самая длинная река материка |
Миссисипи с Миссури (6212 км) |
Крупнейшее озеро материка |
Верхнее (более 82 тыс. км²) |
Величайший водопад |
Ниагарский (ширина около 800 м, высота 50 м) |
Домашнее задание:
1) изучить § ...; 2) ответить на вопросы 1, 5—7; 3) выполнить задания 2—4, 8, 9; задания 10 и 11 по желанию учащихся.