logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

Сформировать образ материка.

Выявить особенности рельефа материка.

Сформировать знания об особенностях климата материка.

Выявить зависимость внутренних вод от рельефа и климата материка.

Раскрыть особенности рек и озер Северной Америки.

Совершенствовать умение сравнивать географические объекты.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, карта строения земной коры, климатическая карта, видеофрагменты.

Основное содержание: Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

Проверка домашнего задания:

1. Дайте характеристику географического положения Бразилии.

2. Предложите проект «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

3. Расскажите об особенностях хозяйственной деятельности населения Бразилии.

Изучение нового материала:

Учащиеся уже в достаточной степени владеют приемом определения географического положения материка, поэтому особенности географического положения Северной Америки они определяют самостоятельно.

Далее учащиеся сравнивают географическое положение Северной Америки и Южной Америки. Учащиеся отмечают:

а) черты сходства: оба материка лежат в Западном полушарии, широкий фронт береговой линии со стороны Атлантического и Тихого океанов, удаленность от материков Восточного полушария (кроме Аляски), конфигурация материков похожа на треугольник, обращенный расширенной стороной на север;

б) черты различия: Северная Америка целиком расположена в Северном полушарии, бóльшая часть территории лежит в умеренном поясе, на севере омывается водами Северного Ледовитого океана, береговая линия сильно изрезана.

При характеристике рельефа материка учащимся предлагаются задания на выявление причинно-следственных связей:

1. Составьте характеристику рельефа Северной Америки и сделайте вывод о влиянии крупных форм рельефа на направление перемещения воздушных масс и, как следствие, на особенности погодных условий Северной Америки.

2. Составьте сравнительную характеристику рельефа Северной Америки и Южной Америки.

3. На примере Северной Америки подтвердите существующую закономерность в размещении крупных форм рельефа от строения земной коры.

4. На примере Северной Америки подтвердите существующую закономерность в размещении полезных ископаемых от строения земной коры.

При выполнении заданий учащиеся пользуются физической картой, картой строения земной коры, рисунком учебника. При описании отдельных форм рельефа можно предложить следующее задание: дайте сравнительную характеристику Кордильер и Аппалачей. Результаты отразите в таблице.

 

Таблица 1

Кордильеры

Аппалачи

Местоположение

Высота

Возраст (молодые или старые горы)

Закончился ли процесс горообразования

Землетрясения, вулканы

Полезные ископаемые

Учащиеся уже приобрели навыки работы с климатической картой, поэтому изучение климата этого материка следует провести методом беседы с использованием карты и рисунка 137 учебника.

1. Между какими широтами расположена Северная Америка?

2. В каких тепловых поясах она находится?

3. Вспомните особенности рельефа Северной Америки и скажите, какое влияние на климат внутренних частей материка оказывают океаны.

В результате беседы учащиеся устанавливают, что климат Северной Америки формируется под влиянием следующих причин: а) большая протяженность материка с севера на юг; б) почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов; в) по обширным равнинам, лежащим в центральной части материка, свободно проникают ветры с севера на юг и с юга на север.

Далее учитель вместе с учащимися прослеживает расположение климатических поясов и областей и дает краткую характеристику каждого пояса, показывая взаимодействие факторов, влияющих на формирование климата Северной Америки.

При изучении внутренних вод следует обратить внимание на богатство речной системы и особенно озерной сети Северной Америки, большую роль снегового и ледникового питания рек, периоды половодья, связанные с весенним таянием снега, своеобразие вскрытия рек, текущих на север.

При изучении рек и озер, кроме общей характеристики, учитель останавливается на описании Миссисипи и системы Великих озер. Здесь уместно продемонстрировать картины, описания или видеофрагменты Ниагарского водопада, Большого каньона, водопада Йосемит.

В заключение урока учащиеся заполняют «Таблицу рекордов Гиннесса» для Северной Америки.

 

Таблица 2

Самая крупная система пещер мира

Мамонтова пещера (530 км)

Самый большой остров мира

Гренландия (более 2 млн км²)

Крупнейший полуостров

Лабрадор (1320 тыс. км²)

Самая высокая точка материка

Гора Мак-Кинли (6194 м)

Самый высокий вулкан

Попокатепетль (5452 м)

Самая низкая точка материка

Долина Смерти (–86 м)

Самая длинная река материка

Миссисипи с Миссури (6212 км)

Крупнейшее озеро материка

Верхнее (более 82 тыс. км²)

Величайший водопад

Ниагарский (ширина около 800 м, высота 50 м)

Домашнее задание: 

1) изучить § ...; 2) ответить на вопросы 1, 5—7; 3) выполнить задания 2—4, 8, 9; задания 10 и 11 по желанию учащихся.

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.