Цели урока:
Сформировать образ Австралии на основе представлений об особенностях природы материка.
Сформировать знания об особенностях географического положения Австралии.
Выявить взаимосвязь компонентов природы материка.
Сформировать знания о составе и об особенностях размещения населения.
Совершенствовать умение сравнивать карты различного содержания.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, карта строения земной коры.
Основное содержание: Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.
Практикум. Определение по карте географического положения Австралии.
Проверка домашнего задания:
Защита проектов «Создание национального парка в Танзании».
Изучение нового материала:
Урок следует начать с характеристики географического положения по плану. Здесь необходимо обратить внимание учащихся на основные причинно-следственные связи: Австралия пересекается Южным тропиком посередине и почти вся лежит в тропических широтах Южного полушария; следовательно, это очень сухой материк Земли; сильно удаленная от других материков и от главных торговых путей, она была открыта значительно позже других материков.
Знакомство с историей открытия Австралии может пройти в форме кратких, заранее подготовленных сообщений учащихся.
Рельеф Австралии следует изучать путем сравнения с рельефом Африки. Учитель задает вопросы по карте строения земной коры и физической карте Австралии:
1. Определите, какая платформа находится в основании материка.
2. Какие формы рельефа характерны для этой части материка?
3. Какие части материка менее древние и какой рельеф им соответствует?
4. Частью какого древнего материка является Австралия?
5. Какие полезные ископаемые характерны для Австралии и как они размещены?
В результате сравнения рельефа Африки и Австралии учащиеся должны отметить черты сходства: в рельефе обоих материков большую территорию занимают равнины; в основе их залегает древний кристаллический фундамент; в прошлом фундаменты материков входили в состав Гондваны; во многих местах материков подходят близко к поверхности древние кристаллические породы.
Климат Австралии рекомендуется изучать в сравнении с климатом Африки путем рассмотрения климатообразующих факторов. При установлении влияния на климат географической широты отмечается, что положение Австралии в тех же широтах, что и Южной Африки, обусловило сходство в климатических условиях этих территорий. По рисунку учебника и карте «Климатические пояса и области мира» учащиеся устанавливают, что Австралия и Южная Африка лежат в трех климатических поясах: субэкваториальном, тропическом и субтропическом. Благодаря этому климат там жаркий. Используя климатические диаграммы на рисунках учебника, учащиеся определяют тип климата городов Перт и Сидней.
Далее рассматривается влияние на климат других факторов: рельефа, океанов с их течениями, воздушных масс и постоянных ветров. Результаты исследования подтверждают одинаковое влияние их на климат Австралии и Южной Африки. Однако климат Австралии значительно суше климата Южной Африки — это объясняется большей протяженностью Австралии с запада на восток.
Для объяснения режима осадков и температур анализируются рисунки учебника и климатические диаграммы в атласе.
Характеризуя внутренние воды Австралии, учащиеся работают с физической и климатической картами. Перед школьниками учитель ставит вопросы и предлагает им задания: найдите на карте реки Австралии. Какое у них питание? Каков их режим?
С населением и его хозяйственной деятельностью учащиеся знакомятся самостоятельно по тексту § ... и карте в учебнике. Итогом работы будет заполнение таблицы.
Таблица 1
Сравнительная характеристика трех зон освоения Австралии
|
Юго-Западная Австралия |
Северная Австралия |
Юго-Восточная Австралия |
Положение на карте |
|
|
|
Природные условия |
|
|
|
Природные ресурсы |
|
|
|
Средняя плотность населения |
|
|
|
Хозяйственная деятельность |
|
|
|
В конце урока учитель предлагает учащимся доказать утверждения. Австралия — это:
— самый маленький континент;
— самый сухой континент;
— самый малонаселенный материк;
— самый удаленный материк;
— самый удивительный материк.
Домашнее задание: 1) изучить § ...; 2) ответить на вопросы 2—4; 3) выполнить задания 1, 7 на контурной карте; 5, 6, 8, 9.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/