logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав;

сформировать представление о мировом круговороте воды;

раскрыть значение воды в природе и жизни людей.

Оборудование: физическая карта полушарий, схема «Мировой круговорот воды в природе».

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.

Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.

Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы.

Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

Что такое горы? На какие группы делятся горы по высоте?

Что такое горная цепь, горный хребет?

Определите координаты наивысших точек Анд, Кордильер, Гималаев, Уральских гор.

Изучение нового материала

Прежде чем приступить к изучению водной оболочки Земли — гидросферы, учитель выясняет, что означает это слово. Вода самое удивительное вещество на Земле. Используя текст учебника, учащиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3/4 поверхности земного шара занято водой.

Объясняя состав гидросферы, учитель заполняет схему.


Рисунок учебника дает возможность определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Затем учитель обращает внимание на то, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая, в ней растворены химические соединения.

Разбирая вопрос о том, что происходит с водой в природе, учитель предлагает изучить схему.


О важном значении воды в природе учащиеся узнают, прочитав текст учебника и дополнив его примерами из жизни.

Приступая к вопросу о мировом круговороте воды в природе, учитель обращает внимание на слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств. Не случайно поэт А. Дитрих писал:

В звонкой льдинке и слезинке,

И в дождинке, и в росинке —

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Далее, используя рисунок учебника, учитель объясняет, как происходит Мировой круговорот воды. Следует обратить внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение». Поэтому вначале надо выяснить: начало круговорота и его этапы. Необходимо обратить внимание на то, с какой скоростью происходит круговорот в различных частях гидросферы. Обобщая знания, учитель подчеркивает, что мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.

Заключительная часть урока посвящена значению воды и необходимости ее охраны. Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа, составляют и заполняют схему.


Анализируя проделанную работу, учитель выясняет, почему необходимо заботиться о качестве воды, почему охрана гидросферы — забота всех людей, населяющих планету, почему следует экономить воду, как учащиеся относятся к необходимости экономить воду, в результате чего происходит загрязнение воды. Предложите меры по преодолению этого явления.

Домашнее задание

1. Изучить § ....

2. Ответить на вопросы 3—8.

3. Выполнить задания 1—2, 9—12 (по выбору).

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.