logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

выяснить, какие явления происходят на Земле во время движения по орбите;

раскрыть, как распределяется свет и тепло Солнца на поверхности Земли.

Оборудование: глобус, теллурий, атлас, учебник.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Зенит. Тропики. Полярные круги. Полярный день. Полярная ночь. Осеннее равноденствие. Летнее солнцестояние. Зимнее солнцестояние. Весеннее равноденствие.

Способы действий учащихся: определить причинно-следственные связи осевого движения Земли; выявить причинно-следственные связи орбитального движения Земли.

Ценностный компонент урока: оценить значимость знаний о смене дня и ночи, а также о смене сезонов года для себя лично и для жизни на планете Земля.

Работа с учебником: комментированное чтение и работа с рисунками учебника.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

Изобразите на доске окружность. Отметьте экватор, полюсы, тропики.

Каково строение Солнечной системы?

Перечислите и покажите на карте полушарий материки и океаны, а также части света.

Земля — планета Солнечной системы (от Солнца):

а) третья; б) восьмая; в) первая.

Путь Земли вокруг Солнца называется:

а) экватором; б) орбитой; в) тропиком.

Один раз в четыре года на Земле наступает:

а) новый год; б) високосный год; в) полярный год.

В точках, где ось пересекается с земной поверхностью, располагается:

а) экватор; б) полюса; в) полярный круг.

Изучение нового материала

Учитель объясняет учащимся, как распределяется тепло и свет при вращении Земли вокруг своей оси. Важно выяснить причинно-следственные связи.


Далее учащиеся выясняют, что происходит в результате движения Земли вокруг Солнца при наклоне земной оси. Для понимания этого сложного вопроса необходимо использовать рисунки 11, 15, 16, 17 учебника. 
Важно усвоить, что земная поверхность на разных участках получает разное количество тепла и что смена сезонов (времен) года происходит в результате комплекса причин. Учитель вместе с учащимися устанавливает причинно-следственные связи.


Устанавливая, что происходит на Земле 22 июня, 23 сентября, 22 декабря и 21 марта, учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу, позволяющую лучше усвоить сложный материал.

Положение Земли

Какое время года в вашем крае

Как называется этот день

Где Солнце находится в зените

22 июня

Лето

Летнего солнцестояния

Северный тропик

23 сентября

Осень

Осеннего равноденствия

Экватор

21 декабря

Зима

Зимнего солнцестояния

Южный тропик

21 марта

Весна

Весеннего равноденствия

Экватор

В завершение урока учащиеся выясняют, как смена дня и ночи, времен года сказывается на жизни отдельных людей и планеты в целом. Учащиеся приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнения товарищей.

Домашнее задание

1. Изучить 5.

2. Ответить на вопросы 1—7.

3. Выполнить задания 8—9.

4. Какой ответ вы дадите М. В. Ломоносову, описывающему спор Коперника и Птолемея (фрагмент стихотворения помещен на шмуцтитуле?

Обобщение по теме

Экспресс-контроль

Верно ли утверждение:

1) Солнце — это одна из звезд Вселенной;

2) Земля — одна из планет Солнечной системы;

3) площадь земной поверхности 149 млн км2;

4) Земля совершает один оборот вокруг Солнца за 365 суток;

5) в високосном году 365 дней;

6) Земля вращается вокруг своей оси с востока на запад;

7) смена дня и ночи — следствие осевого движения Земли?

Вставьте пропущенные слова: Земля — планета ...; Солнечная система — часть ...; Галактика — часть ... .

Чем материк отличается от части света?

Закончите предложения: Самый большой материк — это... Самый маленький материк — это... Я живу на материке...

По рисунку учебника объясните, как происходит распределение солнечных лучей по поверхности Земли в дни равноденствия.

Прочитайте текст стоп-кадра «Как формировались земные сферы» из  учебника. Вместе с родителями выясните, какие еще существуют предположения о возникновении Земли. Как удалось ученым определить ее возраст?

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.