logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

Сформировать у школьников образ арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Раскрыть уязвимость зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры как природно-территориального комплекса, их экологические проблемы.

Выявить особенности занятий населения тундры.

Формировать умение давать характеристику природно-хозяйственной зоны, описания жизни и хозяйственной деятельности людей, населяющих разные природные зоны.

Основное содержание: зона арктических пустынь. Зона тундры. Зона лесотундры. Занятия населения в зоне тундры.

Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и хозяйственной деятельности от природных условий зоны.

Способы действия учащихся: дать характеристику природно-хозяйственной зоны (по выбору), составить описание жизнедеятельности населения в зависимости от природных условий зоны, сравнить зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Ценностный компонент урока: уникальность зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры; бережное отношение к природно-территориальным комплексам изучаемых территорий.

Проверка домашнего задания:

1. Что называется природной зоной? Какие природные зоны располагаются на территории России?

2. Почему вместе с понятием «природная зона» используется понятие «природно-хозяйственная зона»?

3. Раскройте, чем занимаются люди в селах различных природных зон.

Изучение нового материала:

Учитель отмечает, что изучение природных зон России будет идти в определенной последовательности: с севера на юг.

Самой северной природной зоной России является зона арктических пустынь. Эту территорию норвежский путешественник Ф. Нансен назвал «страной льда и тьмы». Эта природная зона располагается в Арктике, северной полярной области Земли, полностью лежащей за полярным кругом.

 

Таблица 26

Арктические пустыни России на островах Северного Ледовитого океана 

Особенности

Земля Франца-Иосифа

Новая Земля

Северная Земля

Новосибирские острова

Доля площади, занятой ледниками

85%

55%

70%

Число видов цветковых растений

40

80

60

50

Число видов мхов и лишайников

Около 100

Около 100

Около 100

Около 100

Под фотографией из учебника школьники зачитывают описание Арктики, данное географом Ю. К. Ефремовым, и переходят к изучению плана характеристики природных зон (задание 2 в учебнике).

По карте из учебника школьники определяют географическое положение природной зоны.

Используя карты из учебника, школьники самостоятельно дают оценку климата зоны арктических пустынь. По тексту в учебнике выявляют особенности растительности и животного мира.

Затем учащиеся знакомятся с особенностями тундры и лесотундры. Учитель отмечает, что главное отличие климата тундры от климата арктических пустынь — положительные летние температуры. Продолжительность безморозного периода достигает в среднем до 40 суток. Название «тундра» в переводе с финского означает «плоский безлесный холм». Действительно, безлесье — характерная черта тундровых ландшафтов. У школьников следует поинтересоваться, чем вызвано безлесье тундры. Учащиеся делают вывод: это связано с сильными ветрами, избыточным увлажнением, холодным непродолжительным летом, распространением многолетней мерзлоты.

Животный мир в зоне тундры и лесотундры более разнообразен, что наглядно показывает схема.

 

Схема 27

 

По климатическим картам учебника, таблице 10 из учебника школьники самостоятельно выявляют климатические особенности тундры и лесотундры, а также возможности для ведения хозяйства в этих зонах. Текст учебника позволит учащимся создать образ этих зон. Желательно, чтобы изучение природных зон основывалось на их сравнении.

Изучая вопрос о занятиях обитателей тундры, учитель отмечает значимость оленей для жизни населения. Мясо оленей является пищей, из шкур делают одежду и шкурами покрывают переносные жилища — юрты, а из оленьих рогов изготавливают лекарства.

Важно подчеркнуть, что вследствие суровости климата все природные процессы в тундре протекают медленно, поэтому нарушенные ландшафты долго восстанавливаются. Эта зона мало преобразована человеком. Однако в некоторых местах она изменена хозяйственной деятельностью (строительство трубопроводов, пастбищное оленеводство, добыча полезных ископаемых, испытания ядерного оружия). Здесь уместно дать учащимся задание 15 тренажера.

В заключительной части урока учащимся дается задание: создать с помощью нескольких предложений образ зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Урок заканчивается вопросом учителя: «Что мы имеем в виду, когда говорим „северные безлесные зоны"?»

Домашнее задание:

ответить на вопросы и выполнить задания 1, 3—7 в учебнике; задания рубрики «Это мне интересно» — по выбору учителя; выполнить задания тренажера; дать описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне тундры.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.