logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

Выявить факторы почвообразования.

Установить главные типы почв России.

Сформировать понятия «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы».

Раскрыть значение охраны почв.

Основное содержание: почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Охрана почв.

Способы действия учащихся: проанализировать почвенную карту в атласе, познакомиться с основными типами почв России, составить таблицу «Главные типы почв России».

Практикум. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.

Ценностный компонент урока: значение охраны почв.

Проверка домашнего задания:

1. Закончите предложение: «По своей структуре почвы бывают...»

2. Выберите верное утверждение:

а) плодородие почвы определяется величиной растительного опада;

б) плодородие почвы определяется количеством гумуса, содержащегося в ней;

в) плодородие почвы определяется количеством выпадаемых осадков;

г) плодородие почвы зависит от количества внесенных минеральных удобрений.

3. Изобразите схематично почвенный профиль дерново-подзолистой почвы.

4. Выберите верный ответ. Почва отличается от горной породы:

а) увлажнением;

б) рыхлостью;

в) плодородием.

5. Выберите верный ответ. Материнская порода — это горизонт: а) А1; б) А2; в) В; г) С.

Изучение нового материала:

Учитель начинает урок словами: «Вы уже знакомы с почвенным разнообразием. Посмотрите на почвенную карту России. Особенность почвенной карты — ее мозаичность, пестрота».

Учитель называет факторы почвообразования и представляет их в виде схемы.

 

Схема 17


 

Далее учащиеся знакомятся с почвенной картой России. Учитель просит перечислить смену почв с севера на юг и задает вопрос: «Какую закономерность можно выявить?» Учащиеся вспоминают закон широтной зональности, установленный В.В.Докучаевым.

Затем на основе текста параграфа, почвенной карты атласа и рисунка из учебника школьники составляют таблицу.

 

Таблица 12

Главные типы почв России

Тип почвы

Условия почвообразования

Содержание гумуса

Плодородие

Распространение

Тундровая глеевая

Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад

Менее 1%

Неплодородная

Зона тундры

Подзолистая

Избыточное увлажнение, малый опад

1—2%

Малоплодородная

Северная часть лесной зоны (зона тайги)

Дерново-подзолистая

Достаточное тепло и увлажнение, большой опад

2—4%

Относительно плодородная

Южная часть лесной зоны (зона смешанных лесов)

Серая лесная

Количество осадков и испарение практически равны

4—8%

Плодородная

Лесостепная зона

Черноземная

Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад

5—10%

Наиболее плодородная

Степная зона

Каштановая

Скудное увлажнение, незначительный опад

До 1,5%

Малоплодородная

Сухая степь

Бурая

Очень скудное увлажнение, незначительный опад

Менее 1,5%

Неплодородная

Полупустыни

Учитель вводит понятия земельные и почвенные ресурсы. Особое внимание обращается на бережное отношение к почвенным ресурсам и охрану почв. Учащимся дается задание: «Прочитайте фрагмент текста „Что такое земельные и почвенные ресурсы?" и на его основе составьте схемы „Процессы, приводящие к разрушению почв" и „Рациональное использование почв"».
      

Домашнее задание: 

ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; выполнить задания тренажера.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.