logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока:

раскрыть значение знаний и умений о географических координатах;

сформировать умение определять географическую широту и географическую долготу.

Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус, контурная карта.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.

Способы действий учащихся: уметь определять географическую широту и долготу.

Ценностный компонент урока: раскрыть значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей.

Работа с учебником: работа с определениями и рисунками 39, 40 и картами, с рубрикой «Шаг за шагом».

Тип урока: урок изучения нового материала.

В начале урока учащиеся вспоминают, что такое экватор, параллель, меридиан, и рассказывают о назначении этих линий. Проверка уже усвоенного материала проводится по ходу изучения нового материала.

Изучение географических координат осуществляется в следующей последовательности:

1. Для чего необходимо определять географические координаты.

2. Определение географической широты по карте и глобусу.

3. Определение географической долготы по карте и глобусу.

4. Тренировочные упражнения по определению географических координат.

Чтобы усвоить содержание этого сложного для учащихся вопроса, необходимо воспользоваться примерами из жизни. Таких примеров немало. Для определения географического адреса можно воспользоваться игрой «морской бой». В игре в шахматы, шашки тоже необходимо знать адрес шахматных фигур.

По географической карте с помощью географических координат можно определить адрес любой точки. Для этого необходимо знать две части адреса — широту и долготу.

Затем учитель обращает внимание на значение знаний о географических координатах и объясняет, для чего нужны географические координаты.

Далее, используя рисунок 39 учебника, школьники учатся определять географическую широту объектов. Устанавливают, что существует северная и южная широта, которые обозначаются с. ш., ю. ш. Для того чтобы определить широту, необходимо вести отсчет от экватора на север или на юг. Опираясь на алгоритм «Шаг за шагом», определяют широту Санкт-Петербурга, расположенного на широте 60°, затем — Москвы. Чтобы учащиеся усвоили понятие «географическая широта», необходимо выполнить несколько заданий. Причем учитель должен убедиться, что все учащиеся на карте полушарий или на контурной карте правильно показывают задаваемые точки.

Таким же приемом следует пользоваться при формировании понятия «географическая долгота». Учитель объясняет, что определяет географическая долгота, что она бывает западная и восточная и изменяется от 0 до 180°. Рисунок 40 и алгоритм «Шаг за шагом» наглядно показывают, как определять географическую долготу Санкт-Петербурга и Москвы.

Учащиеся определяют географические координаты объектов. Вначале по имеющимся координатам определяют объект (например, объект имеет координаты 70° ю. ш.; 90° з. д). Затем по указанному объекту определяют его координаты (например, определите координаты острова Мадагаскар, Суэцкого канала, г. Якутска).

Для закрепления пройденного материала и формирования познавательного интереса учащиеся выполняют следующие задания:

1. Самый высокий водопад в мире — Анхель имеет координаты 6° с. ш.; 61° з. д. Найдите его на карте.

2. Герои романа Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух с острова Занзибар (6° ю. ш.; 39° в. д.). Укажите эту точку на карте.

3. Координаты 13° ю. ш.; 77° з. д. имеют:

а) Лима; б) Сантьяго; в) Рио-де-Жанейро; г) Москва.

4. Какой город расположен севернее других:

а) Магадан — 60° с. ш.; 150° в. д.; б) Якутск — 62° с. ш.; 130° в. д.; в) Мурманск — 69° с. ш.; 33° в. д.

Домашнее задание

1. Изучить § 10.

2. Ответить на вопросы 1—4.

3. Выполнить задания 5—12.

4. Составить маршрут путешествия по карте. Определить координаты точек, в которых вы сделаете остановки.

Если на изучение курса отведено 70 ч и если учесть, что это наиболее сложная для усвоения учащимися тема, то уроки можно спланировать таким образом: на первом уроке изучается географическая широта, на втором — географическая долгота, на третьем проводится урок-практикум по определению учащимися географических координат.

Обобщение по теме

Экспресс-контроль

1. Кто первым произвел измерение географической широты в градусах?

2. Кто ввел понятия «широта» и «долгота»?

3. Где находится точка, широта и долгота которой 0°?

4. Найдите на карте точку с координатой 90° с. ш.

5. Если именованный масштаб в 1 см — 100 м, то это значит...

6. Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?

7. Перед вами изображены условные знаки, назовите их.

8. Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться?

9. Изобразите в тетради холм высотой 25 м. Восточный склон холма крутой, западный — пологий. Горизонтали провести через 5 м.

10. Определите, сколько километров от экватора до Южного полюса.

11. Выберите три особенности, которые отличают мелкомасштабную карту от плана местности:

а) изображаются небольшие участки территории;

б) при составлении учитывается кривизна шарообразной поверхности Земли;

в) обязательно присутствует градусная сеть;

г) используется крупный масштаб;

д) направление север — юг определяется по меридианам.

12.  Дополните определения:

а) План местности — это...

б) Географическая карта — это...

в) Масштаб — это...

13.  Определите географические координаты крупнейших городов мира:

а) Лондона; б) Каира; в) Нью-Йорка; г) Мехико.

14.  Выполните работу «Географический адрес моего населенного пункта» по плану:

1. На каком материке находится. 2. Государство. 3. Географические координаты населенного пункта. 4. В каком направлении от Москвы находится. 5. Какое расстояние от Москвы в километрах.

Завершается урок презентацией проектов «Карта — памятник культуры».

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.