logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пословицы, подобно ящерицам, порой теряют свои хвосты. Новорождённую пословицу произносят сначала целиком, потом укорачивают до первой осмысленной фразы, потому что финал и так всем известен, а потом вырастает поколение, знакомое только с усечённой версией. В некоторых случаях это никак не отражается на смысле, а в некоторых – очень даже. Настолько, что правильный вариант и не угадаешь. Или угадаешь?

  

 

 

Дорого яичко к Христову дню

   

   

Ценно то, что сделано или получено в нужный момент.

    


   

    

Забытая концовка:

      1. А хлеб и вода дороги всегда

      2. Не бывает лишним и после

      3. А сыр‑масло ко Петрову дню

      Ответ:  а сыр‑масло – ко Петрову дню.

   

День апостолов Петра и Павла, или просто Петров день отмечается 12 июля. Принято в этот день умываться из трёх ключей, встречать восход и щедро потчевать гостей сыром. Почему? За шесть недель предпраздничного поста всё молоко шло на сыр и масло, так как ни пить, ни каши варить на нём было нельзя. Реставрированная поговорка обзаводится дополнительным смыслом: у каждого праздника – свой ритуал, и свои ценности.

  

 

 

Мозги набекрень

   

   

О бестолковом человеке с причудами.

    


   

    

Забытая концовка:

      1. Глаза вразбежку

      2. Как шапку не поправишь

      3. Ногам покоя не дают

      Ответ:  глаза вразбежку.

   

Мозги набекрень случаются и у трезвого человека, а вот глаза вразбежку – это уже народный диагноз неслабой стадии опьянения. И тогда пословица о том, что у пьяного мутнеет и разъезжается, как конечности новорождённого телёнка, не только взгляд, но и ум.

Кстати, «набекрень» – нечто наклонённое. Когда‑то существовал и глагол «бекренить» – гнуть, то есть сворачивать набок, делать кособоким. Сейчас он исчез. Зато никуда не делись «крен», «крениться» и тверская деревня Бекрень, растянутая вдоль правой стороны одной‑единственной улицы. Тамошние жители настаивают, что деревня названа в честь барина, Ивана Дмитриевича Башмакова, контуженного в 1758 году в сражении под Кюстрином во время Семилетней войны. Его шапка всегда была сдвинута на одно, видимо, оглохшее ухо, чтобы лучше слышать здоровым. То есть, набекрень.

  

 

 

Лясы точат

   

   

Занимаются пустой болтовней.

    


   

    

Забытая концовка:

      1. Людей морочат

      2. Из них и кашу варят

      3. А серпы ржавеют

      Ответ:  людей морочат.

   

Помните? Лясы – столбики перил. Они же балясины, деревенская родня благородной балюстрады. Их выстругивание – незатейливая, но не быстрая работа. Чем себя во время неё занимали? Шутки шутили да разговоры разговаривали.

А ещё крыльцу простой крестьянской избы ни перила, ни тем более фигурные узорчатые лясы‑балясины ни к чему. Их делали для теремов, купеческих домов, помещичьих усадеб, чтоб хозяевам было красиво, а соседям завидно. И коллеги по цеху (столяры, плотники, ложкари), создающие действительно нужные в хозяйстве вещи, на балясников смотрели свысока и с прищуром – типа баловством кормятся, тешат чью‑то праздность и тщеславие, «морочат» головы заказчиков.

  

 

 

Ни рыба ни мясо

   

   

Ни то ни сё, заурядная, невнятная личность.

    


   

    

Забытая концовка:

      1. Ни рыба ни мясо, ни для дела, ни для пляса

      2. Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса

      3. Ни рыба ни мясо, ни уху не сваришь, ни котлет не сжаришь

      Ответ:  ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса.

   

Пословица забрела к нам из средневековой Европы, где за души прихожан сражались католики и протестанты. Первые не ели в пост мясо, а их священники строго соблюдали дресс‑код: ряса везде и всегда. Протестанты не постились, а их пастыри носили светское платье. Но были и такие, кто колебался с выбором конфессии. Поговорка – про них. На религиозно‑монолитной Руси финал про кафтан и рясу был неактуален.

  

 

 

Дорога ложка к обеду

   

   

Обычно упрёк тому, кто обещанное сделал, но не к назначенному сроку.

    


   

    

Забытая концовка:

      1. Дорога ложка к обеду, а свеча к обедне

      2. Дорога ложка к обеду и внучку и деду

      3. Дорога ложка к обеду, а там – хоть под лавку

      Ответ:  дорога ложка к обеду, а там – хоть под лавку.

   

В крестьянских семьях горшки‑тарелки хранили в посудной лавке, прообразе современных кухонных гарнитуров. Под ними были полки для ложек, «подлавочье», место совершенно непрестижное. И это уже не прямой упрек недобросовестному исполнителю, а философское сетование на переменчивость судьбы.

  

 

 

Два сапога – пара

   

   

О чем‑то схожих друг с другом людях. Чаще в отрицательном смысле.

    


   

    

Забытая концовка:

      1. А две бабы – свара

      2. Да оба левые

      3. Один идёт налево, другой идёт направо

      Ответ:  да оба левые.

   

Когда‑то обувь шилась одинаковой на обе ноги, и правый сапог не отличался от левого. Потом стали использовать разные колодки. Но, само собой, не все сапожники, кто‑то по лени, кто‑то по нищете, разом обзавелись такими колодками. Народ же оценил удобство новой обуви и одинаковость прежней стал воспринимать как дефект. И поговорка о чем‑то со скрытым изъяном.

  

 

 

Живем, хлеб жуём

   

   

Обычно применяется как ответ на вопрос: как жизнь? И расшифровывается – «помаленьку, без особых радостей»

    


   

    

Забытая концовка:

      1. Квасом запиваем, бога прославляем.

      2. Еда по достатку – и жизнь по порядку.

      3. А иногда и подсаливаем.

      Ответ:  а иногда и подсаливаем.

   

Восстановленный смысл поговорки куда оптимистичней. То есть, «всё не так уж плохо, кое‑что можем себе позволить». Соль когда‑то была недёшева. Блюда не солили при готовке, а подсаливали во время еды. Потому, например, желанных гостей сажали возле солонки, а нежеланных – подальше от неё, чтобы уходили «несолоно хлебавши».

  

 

 

Ни кола ни двора

   

   

То есть, полная нищета

    


   

    

Забытая концовка:

      1. Ни куриного пера, ни милого живота

      2. А веселье с утра

      3. Под венец не пора

      Ответ:  ни куриного пера, ни милого живота.

   

Редкий случай, когда реанимированный финал смысла поговорки не изменил, а даже усугубил.

Кстати, кол здесь не заострённая палка, а полоса пахотной земли шириною в две сажени. Не иметь кола – не иметь пашни. Двор – не огороженное пространство перед домом, а крестьянская изба со всеми хозяйственными пристройками. Не иметь двора – не иметь своего дома, жить «в людях». Живот здесь ни разу не часть тела, а какая‑нибудь домашняя скотина – корова или лошадь, живность. Выражение употреблялось для обозначения вовсе не оборванца‑бомжа, не бродяги, а наемного работника, батрака или ремесленника, ютящегося в съёмном углу.

  

 

 

Точность – вежливость королей

   

   

Пословица нам сообщает, что пунктуальность – отличительная черта человека из хорошего общества

    


   

    

Забытая концовка:

      1. Да не все короли королевских кровей

      2. И обязанность подданных

      3. И девичья оплошность

      Ответ:  точность – вежливость королей и обязанность подданных.

   

Вот так‑то! Известный афоризм Людовика Четырнадцатого вовсе не о том, что не опаздывать – значит поступать по‑королевски. Точность лишь любезность, особый знак расположения помазанника Божьего. И долг для простых смертных.

    

 

 

Занятные байки о царских опозданиях

    

* Однажды Павел Первый опоздал на вахтпарад, обвинил в своём опоздании старинные часы, которые висели в его кабинете, и наказал их, отправив на гауптвахту.

* Николай Первый пожелал иметь свой портрет кисти Брюллова, но опоздал на первый же сеанс на двадцать минут. Брюллов ждать не стал. Когда государь наконец приехал и узнал, что художник уже ушёл, он в сердцах воскликнул: «Какой нетерпеливый мужчина!». Портрет так написан и не был.

  

 

 

Один в поле не воин

   

   

О преимуществе коллективных усилий в серьезном деле.

    


   

    

Забытая концовка:

      1. А путник

      2. А мишень

      3. А знахарь

      Ответ:  а путник.

   

Но ещё раньше поговорка звучала так: «Один в поле не ратай». Ратай – пахарь. Без помощника крестьянину в поле вообще было трудно – надо же и лошадь вести, и на рало налегать. Потом ратай переоделся в ратника, народного ополченца, который в случае нужды перековывал на меч своё рало, и шел защищать Родину, а защитив, возвращался домой, и вновь переделывал меч в соху. А от ратника‑ратая полшага и до воина, который в одиночку в чистом поле тоже не много навоюет. Но если не воин, не пахарь, то кем же может быть одинокий человек, встреченный в поле? Правильно, путником. А значит, не надо сразу хвататься за меч или вилы.

  

 

 

Утро вечера мудренее

   


   

    

Забытая концовка:

      1. Жена мужа удалей

      2. А дорога – веселей

      3. Если вечер без гостей

      Ответ:  жена мужа удалей. Здесь «удалей» не от позднего «удаль» (ухарство, молодечество), а от слова «удача» в старинном значении некой колдовской силы, которой женщины, без сомнения, обладают чаще, чем мужчины.

   

 

 

  

Мал золотник, да дорог

   

   

О ком‑то или о чем‑то незаменимом, но внешне незначительном

 

    

Забытая концовка:

      1. Глупо дитя, да мило

      2. Когда трудом добыт

      3. Велик пень, да трухляв

      Ответ:  велик пень, да трухляв.

   

Золотник – вдруг вы не в курсе? – мелкая золотая монетка Киевской Руси. Её использовали вместо гирьки при взвешивании изделий из благородных металлов. У «золотника» есть потерянный брат, которому не повезло задержаться даже в пословице или идиоме, – «золотарь» – нынешний ассенизатор.

Кажется, ничего общего не может быть между благородным металлом и не самым престижным занятием – чистить выгребные ямы. А оно, представьте себе, есть! Словарь Даля нам в помощь, где у слова «золото» зафиксированы значения «навоз», «удобрение», «человеческий помёт». Мало того, сам процесс удобрения земли когда‑то называли не иначе как «золочением», потому что урожай – это богатство, это жизнь. Да что говорить, если «злак» и «золото» выросли из одного корня.

    

 

Любопытные факты

    

Русский язык предпочитал не заимствовать чужие слова для собственных денег. Гривна (от «грива» – шея), рубль (отрубленное от слитка), копейка (от «копья»), полушка (от «половина уха») и так далее. Иноземные наименования монет тоже получали российское гражданство, но только после того, как для них отыскивалось значение, напрямую с денежными единицами не связанное. Так, сольдо превратилось в солдата (контрактник, получающий жалование). Лепта – в пожертвование. Газета – из двухкопеечной монеты, фиксированной платы за бульварную прессу в Венеции, в саму прессу.

  

 

Интересно

Дореволюционные газеты о писателях, орфографии и обо всём, что рядом

      

* * *

    

«Народный учитель Богословский представил губернскому совету образец изобретённой им школьной мебели: парту такого устройства, что её можно обращать в диван. Земская управа заказала ему несколько экземпляров для испытания в земских школах».

    

* * *

     

«На последнем представлении «Дяди Вани» Горький и Чехов пили чай в кабинетике в фойе. Возле кабинетика собралась толпа. Тогда Горький вышел и произнёс:

– Зачем вы глазеете на меня? Что я – Венера Медицейская, балерина или утопленник? Уже давно поднят занавес, а вы торчите здесь. Стыдно, господа, стыдно!

В ответ публика разразилась рукоплесканиями».

    

* * *

    

«Памятник Н. В. Гоголю в Театральном сквере со стороны Сумской улицы откроют в день рождения А. С. Пушкина».

    

* * *

    

«Грандиозное здание достроено. Разослан 82‑й полутом „Энциклопедического словаря“ Брокгауза и Ефрона. На словарь ушло четырнадцать лет. Но творцы могут гордо оглянуться на свою работу – на прекрасный обширный храм знания. К постройке его была привлечена чуть ли не вся учёная Россия, и тузы нашей науки и её рядовые члены. Я подсчитал их имена – 620 громких и тихих фамилий».

    

* * *

    

«Пушкину не везёт! Загородили его столбами трамвая, а затем, должно быть, в знак особого уважения к великому поэту управа окружила его памятник скамейками, поставив их так, что публика садится к нему спиной».

    

* * *

    

«Особая комиссия при Академии наук ополчилась на половину букв русского алфавита и решила избавить грамматику от излишнего орфографического багажа. Мудрому решению прежде всего обрадовались ученики народных училищ и гимназисты младших классов, а вслед за ними вся необъятная безграмотная Русь. До сих пор грамотные отличались от безграмотных только тем, что были знакомы с орфографией, писали не так, как слышится слово в произношении, а так, как этого требует грамматика. Комиссия этого не хочет. По её мнению, счастье России заключается в том, чтобы все были безграмотны».

    

* * *

    

«Академики Ф. Е. Корш, Ф. Ф. Фортунатов, А. И. Соболевский предлагают упростить орфографию, ибо есть в ней буквы, без коих можно обойтись. Зачем та же буква „ять“, которая доставляет детям в школе столько напрасных терзаний? Но ведь язык и его орфография создаются не для детей, а для народа. Св. Кирилл составлял славянскую азбуку не для одного школьного преподавания. Язык и литература имеют свои законы и учёные не могут изменить в них ни одной йоты».

    

* * *

    

«В Петербурге образовался кружок под названием „Азбука“, который задался целью уничтожить букву „ять“ в русском правописании простым способом: перестав её писать. Желающие присоединиться к кружку благоволят свои: фамилию, имя и отчество сообщить по следующему адресу: Петербург, Знаменская, 10, кв.3, Павлу Брюнелли».

    

* * *

    

«Чем скорее будет изъята совершенно лишняя буква, тем лучше и для школы и для жизни! В школе будет меньше шансов терять лишние годы, типографии сократят одну клетку в кассе наборщика, корректоры почувствуют громадное облегчение в исправлении корректур, и каждая газета, которая решится выбросить мертвую букву „ять“ будет выходить на полчаса, если не целым часом ранее».

    

* * *

    

«Столичной полиции предписано при появлении г. Тетерникова, известного как писатель Сологуб, на публичных лекциях или спектаклях, наблюдать за ним, чтобы он не успел раздеться и голым забраться на сцену».

    

* * *

    

«В Англии готовится к изданию Словарь любимых ругательств английского парламента. Оказалось, что чаще всего там звучат такие слова: пьянчуга, каналья, вор, иуда, кретин, подонок, душегубец, свинопас, конокрад, и т. п.».

    

* * *

    

«Поэт г. Сидоркин пожаловался на фирму „Словолюб“, которая оделяет томом его стихотворений всякого, кто заказывает у неё сотню визитных карточек».

    

* * *

    

«Некий г. Мельгунов подал в окружной суд иск. Бумага была возвращена г. Мельгунову для исправления грамматических ошибок. Оказывается, г. Мельгунов не признает твердого знака. В ответ г. Мельгунов заявил, что отказ твёрдого знака есть вопрос академический, а не юридический, и потребовал дать делу ход в порядке устава гражданского судопроизводства».

    

* * *

    

«Обыватель пребывает в постоянной апатии. Надо стряхнуть с него это проклятие русского человека. Настроить дешёвых театров и играть в них фарсы и водевили! Завести гигантские рестораны с дешёвой пищей! На перекрестках поставить по оркестру, чтобы с утра до вечера играли марши и польки! Сжечь на площадях нашу кисло‑печальную литературу, а печатать лубок и анекдоты».

    

* * *

    

«В Москве, рядом с Художественным театром, нынче попрошайничает целая „труппа“ босяков. Они тянут к прохожим руки со словами: – Подайте герою Максима Горького».

    

* * *

    

«Вчера Максим Горький давал в Колонной зале „Эрмитажа“ ужин артистам Художественного театра. Присутствовало до 70 человек. В. И. Немирович‑Данченко поднял от имени собравшихся бокал за славного автора „На дне“. Слишком взволнованный Максим Горький просил В. И. Немировича‑Данченко самому и ответить за него на это приветствие».

    

* * *

    

«Вчера в Нижнем Новгороде появились в продаже фотографические снимки с оригинального портрета графа Л. Н. Толстого. Портрет исполнен неким Хазиным. Оригинальность его заключается в том, что он весь состоит из мелко написанных глав „Крейцеровой сонаты“».

    

* * *

    

«На Нижегородской ярмарке, в пушном ряду, на дверях одной лавки, торгующей шубами, по обеим сторонам входа, на вывесках надпись: «М. Горький носит замшевую шубу завода М. С. Рожнова».

    

* * *

    

«Некий Корней Чуковский напечатал архиучёную статью „Дарвинизм и Леонид Андреев“. Автор жонглирует именами Иегера, Джордано Бруно, Уоллеса, Юма. К стыду нашему, мы так и не поняли из статьи г. Чуковского, что общего между „Учением о происхождении видов“ и автором „Бергамота и Гараськи“».

    

* * *

    

«Американец Жером из Чикаго купил в долг 33 тома произведений Бальзака. Привлечённый к суду за неплатёж, он заявил, что прочтя все романы знаменитого французского автора, признал их безнравственными, и потому отказывается уплатить за них деньги. Суд нашёл аргумент резонным и обязал ответчика только отдать книги торговцу».

    

* * *

    

«В Ялте, где живёт А. П. Чехов, образовалась целая армия бестолковых и назойливых его поклонниц, именуемых здесь „антоновками“. Они неотступно следуют за писателем повсюду, и, стараясь обратить на себя его внимание, производят целую кучу нелепостей».

    

* * *

    

«Выяснено, что количество стали, потребляемой во всём свете для фабрикации писчих перьев, превышает в 21 раз количество того же материала, идущего на производство ружей и пушек».

    

* * *

    

«Учитель Старицкого уезда К. Кондратьев попросил пенсионную кассу выдать ему пенсию за шестьдесят лет службы. Касса выдать пенсию отказалась на том основании, что при составлении устава не предусмотрена такая долговечность учителей».

    

* * *

    

«В частной гимназии Циммермана на последних выпускных экзаменах провалились тридцать учеников, из коих большинство были второгодники, в возрасте старше двадцати лет».

    

* * *

    

«На сигарных фабриках Кубы принято нанимать чтеца, который по шесть часов развлекает рабочих чтением. Замечено, что рабочие, слушая сказки, стихи и новости, трудятся гораздо проворней».

    

* * *

    

«В прошлом году вывезено из Германии в Россию книг на шесть миллионов германских марок. Ввоз же книг из России в Германию ограничился суммой в восемьсот тысяч марок».

    

* * *

    

«Норвежский писатель Швельдруп затеял в прессе кампанию, пытаясь доказать, что премия Нобеля учреждена не для того, чтобы вознаграждать людей, которые уже знамениты и которым их слава приносит деньги, а для того, чтобы дать возможность молодым и талантливым учёным и писателям, не терпя нужды, продолжать свою работу».

    

* * *

    

«Заслуга поэтов‑эгофутуристов заключается лишь в том, что они сочиняют новые «слова‑экспрессы» в угоду современной городской культуре, которой всегда некогда, которая для убыстрения речи несколько слов превращает в одно: «окалошить», «оэкранить».

    

* * *

    

«На днях Стахович, устроитель музея Толстого, забыл в пролётке свёрток с письмами писателя. Вчера полиция отыскала свёрток. Несколько писем извозчик уже извёл на цигарки».

  

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.