logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цель:

Подвести учащихся к пониманию принципов действия и применения оптических приборов.

Планируемые результаты обучения:

1. Учащиеся понимают смысл терминов «геометрическая оптика», «фокусное расстояние линзы», «объектив», «проектор», «аккомодация», «окуляр» и принципы действия этих оптических приборов.

2. Учащиеся осознают, какие физические явления лежат в основе действия оптических приборов и как при помощи оптических приборов исправить те или иные дефекты зрения.

3. Учащиеся умеют объяснять необходимость использования того или иного оптического прибора на основе знаний о принципах их функционирования.

Используемый прием: игра «Как ты думаешь?».

Форма работы: групповая.

Предполагаемый ход урока:

I. Стадия вызова

Учащиеся работают группами (4—6 человек). Каждая группа получает набор карточек следующего содержания:

1. Свет, так же как и радиоволны, является электромагнитной волной.

2. Длина волны видимого излучения составляет несколько десятых долей метра.

3. И. Ньютон предполагал, что свет представляет собой поток частиц.

4. Геометрическая оптика рассматривает свет как частицы, двигающиеся от одного предмета до другого по прямой линии, а потоки этих частиц образуют лучи, которые можно наблюдать, пропустив свет через маленькое отверстие.

5. Волновая оптика рассматривает свет как волну.

6. Геометрическая оптика позволила обосновать законы отражения света и преломления света на границе между различными прозрачными веществами.

7. Именно с изобретения линз началось практическое использование достижений оптики.

8. Если необходимо значительно увеличить изображение, то объект поместить на расстоянии от линзы чуть дальше фокуса, а изображение будет отстоять на большом расстоянии от линзы.

9. Если нужно значительно уменьшить изображение, то объект помещают на большом расстоянии от линзы, а его изображение будет находиться чуть дальше, чем фокус от линзы.

10. Любой качественный объектив состоит из системы линз, однако его действие такое же, как у одной собирающей линзы.

11. Приборы, увеличивающие изображение, называются проекторами.

12. Значительно чаще необходимо уменьшить, а не увеличить изображение.

13. Объективы в фотоаппаратах и видеокамерах служат для увеличения изображения.

14. На пленке или ПЗС-матрице с размерами в несколько сантиметров «умещаются» такие объекты, как галактики, имеющие размеры в миллионы световых лет.

15. Наш глаз содержит в своем составе объектив — хрусталик, уменьшающий видимые нами объекты до размеров сетчатки глаза, т. е. до нескольких миллиметров.

16. Чтобы изображение было резким, специальные мышцы глаза изменяют фокусное расстояние хрусталика, увеличивая его при приближении объекта и уменьшая при удалении.

17. Способность изменять фокусное расстояние называется аккомодацией.

18. Нормальный глаз способен фокусировать изображение для объектов, находящихся далее 12 см от глаза.

19. Если мышцы глаза не способны уменьшить фокусное расстояние хрусталика до требуемой величины, человек не видит близкие предметы, т. е. страдает дальнозоркостью.

20. Исправить дальнозоркость можно, поместив перед глазом рассеивающую линзу, действие которой эквивалентно уменьшению фокусного расстояния хрусталика.

21. Исправление близорукости происходит при помощи собирающей линзы.

22. Рассмотреть мелкий объект с расстояния 5 см можно, поместив перед глазом собирающую линзу — лупу.

23. Расстояние, с которого нормальному глазу удобно рассматривать мелкий объект, называется расстоянием наилучшего зрения. Оно равно 30 см.

24. Объективы приборов позволяют получить как увеличенное, так и уменьшенное изображение объекта.

Учитель выдает всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведенная ниже схема.

В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ

В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ

ВСЕГДА

Дальнейший алгоритм работы подробно описан в уроке 13 (с. 81—82).

II. Стадия осмысления
Учащимся предлагается прочитать текст § 28 учебника.

III. Стадия рефлексии
Учащиеся возвращаются к работе с карточками и перекладывают их на соответствующее поле. Учитель фиксирует результаты на игровом поле (на доске).

IV. Домашнее задание

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.