Цель:
Подвести учащихся к пониманию принципов действия и применения приборов, использующих корпускулярные свойства света.
Планируемые результаты обучения:
1. Учащиеся понимают смысл терминов «вакуумный фотоэлемент», «внутренний фотоэффект», «фотосопротивление», «солнечные фотопреобразователи», «фоточувствительные приборы с зарядовой связью», «спонтанное излучение», «вынужденное излучение», «лазер», «инверсная населенность», «накачка».
2. Учащиеся осознают, какие физические явления лежат в основе действия оптических приборов, использующих корпускулярные свойства света.
3. Учащиеся умеют объяснять необходимость использования того или иного оптического прибора на основе знаний о принципах их функционирования.
Используемые приемы: «Вопросительные слова», «Таблица-синтез».
Форма работы: индивидуально-групповая.
Предполагаемый ход урока:
I. Стадия вызова
Учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание темы. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, который будет изучаться впоследствии.
II. Стадия осмысления
Учащимся предлагается прочитать текст § 34.
III. Стадия рефлексии
После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.
Ключевые слова |
Толкование |
Выписки из текста |
Применение |
Внешний фотоэффект |
В соответствии с ним сила тока, создаваемая выбитыми из металла электронами, пропорциональна интенсивности падающего излучения |
Это позволило создать прибор вакуумный фотоэлемент, преобразующий оптический сигнал (изменяющийся во времени свет) в электрический сигнал (изменяющийся во времени ток) |
Фотоэлементы используются в качестве датчиков в самых разнообразных устройствах. Примерами могут служить турникеты в метро; киноустановки; передающие телевизионные трубки |
Внутренний фотоэффект |
При внутреннем фотоэффекте поглотивший квант света электрон не вылетает из полупроводника, а лишь переходит в состояние с большей энергией и может, двигаясь по кристаллу, участвовать в создании электрического тока |
На опыте это проявляется в уменьшении сопротивления полупроводника при освещении его светом |
Соответствующие приборы, называемые фотосопротивлениями, успешно работают в качестве датчиков, так же как и фотоэлементы, однако имеют существенно меньшие габариты |
Солнечные фотопреобразователи |
Еще более интересные открытия были сделаны, когда стали исследовать явления, происходящие на границах между различными полупроводниками, полупроводниками и металлами, полупроводниками и диэлектриками |
Были сконструированы приборы, вырабатывающие электрический ток под воздействием света, — солнечные фотопреобразователи. |
Эти приборы, например, успешно работают в солнечных батареях космических станций. |
Усилитель и генератор |
Под усилителем подразумевают устройство, усиливающее поступающий на него электрический сигнал. Генератор в радиотехнике и электронике — устройство, производящее периодический электрический сигнал с заданными свойствами |
Усилители работают во всех электронных и радиотехнических устройствах |
|
Оптические квантовые усилители и генераторы |
Аналогичны радиотехническим, но усиливают и генерируют световой сигнал, т. е. электромагнитную волну в видимом диапазоне спектра |
Более известный термин для оптических квантовых генераторов — лазер. |
|
Вынужденное излучение |
Излучение атома под воздействием падающего на него кванта света |
Процесс вынужденного излучения, как и процесс поглощения света, имеет резонансный характер, т. е. происходит, когда частота вынуждающего кванта связана с разностью энергий в атоме соотношением hn = DE |
Квантовые оптические усилители света — приборы, работающие на основе вынужденного излучения и создания инверсной населенности атомов |
Спонтанное излучение |
Если атом находится на высоком уровне энергии, он может самопроизвольно, без внешнего воздействия (спонтанно), перейти на низкий уровень. Излучение кванта света при таком процессе называется спонтанным излучением |
Спонтанное излучение является «зародышем», из которого при дальнейшем усилении света возникает мощное лазерное излучение |
|
Населенность |
Величина n характеризует заданный энергетический уровень и называется населенностьюданного уровня энергии |
Поглощаемая мощность, как и мощность вынужденного излучения, пропорциональна интенсивности света, падающего на атом. При рассмотрении процессов излучения и поглощения достаточно рассмотреть всего два уровня энергии в атоме (n1 и n2). «Одинокий» атом переходит на низший уровень. Перевести его в состояние с большей энергией можно несколькими способами: |
|
Накачка |
Процесс создания инверсной населенности называют накачкой |
Если газ находится в состоянии термодинамического равновесия, доминировать будут процессы поглощения, при этом свет ослабевает. Если же газ находится в состоянии инверсной населенности, то доминировать будут процессы вынужденного излучения, свет будет усиливаться |
IV. Домашнее задание
Повторение основных понятий урока и выполнение творческого задания 3 после § 34.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/