logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Для занятий с детьми 7—9 лет

Пояснительная записка

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

Занятия в детском летнем лагере, как правило, проводятся в свободное от других мероприятий время под руководством педагога-специалиста.

Естественно, что каждой возрастной группе предлагается отдельная программа, в которой учитываются особенности детей и связанные с этим творческие возможности и предпочтения для более адекватного самовыражения в том или ином виде изобразительной деятельности.

Темы заданий для младшей группы детей (7—9 лет) главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы. Все занятия искусством предлагается проводить на свежем воздухе. Для этих занятий совсем не обязательно приобретать какое-то специальное оборудование (мольберты, этюдники, планшеты). Вполне достаточно иметь в наличии столы и стулья, а для отдельных занятий — папки большого формата. Из художественных материалов для занятий в летнем лагере предлагаются следующие: гуашь, пастель, жировые или масляные мелки, тушь, карандаши, уголь, сангина, кисти, а для некоторых занятий — восковые свечи или парафин, цветная бумага, ножницы, клей и пр. Для коллективных заданий можно использовать большие листы ватмана или свертки обоев.

Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для графики — карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия, граттаж (воскография).

Во внешкольной студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.

В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.

Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.

Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа должна не только не ограничивать педагога в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к собственному творчеству.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Общее количество часов

В том числе

теоретические часы

практические часы

1

2

3

4

5

1

Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме

4

1

3

2

Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого

4

4

3

Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов

4

4

4

Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения)

4

1

3

5

Мы рисуем своих друзей

4

1

3

6

Изображаем свое любимое животное

4

1

3

7

Мир вокруг нас (коллективная работа)

8

1

7

8

Экспозиция работ. Обсуждение выставки

2

1

1

Итого

34

6

28

Содержание учебных тем

1. Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме. 4 ч

Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета.

Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).

Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.

Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

2. Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого. 4 ч

Наблюдение живой природы, рассматривание произведений живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый — оранжевый.

Практическая работа: изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (в данном задании необходимо использовать знания о дополнительных цветах).

Материалы: кисти, гуашь, бумага.

Зрительный ряд: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога.

3. Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов. 4 ч

Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства.

Изображение декоративного фриза предлагается выполнить в двух вариантах.

Практическая работа

Вариант А: выполнение фриза в технике монотипии, которая в данном случае представляет собой красочные отпечатки листьев разнообразных растений.

Вариант Б: создание фриза в технике печати при помощи самостоятельно вырезанного из картофеля клише. Изображение можно делать на цветной бумаге или на заранее прописанном фоне.

Материалы: бумага, гуашь, кисти; листья разнообразных растений; клише, вырезанное из картофеля (или других овощей).

Зрительный ряд: книги по декоративно-прикладному искусству, декоративные платки и шали.

4. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения). 4 ч

Рассматривание произведений графики с изображением растений.

На бумаге вытянутого по вертикали формата предлагается выполнить декоративную графическую заставку.

Практическая работа

Вариант А: выполнение заставки в технике граттажа (покрытие бумаги слоем прозрачной краски, грунтовка воском, покрытие листа черной краской, процарапывание заостренной палочкой).

Вариант Б: выполнение заставки в технике рисования сухой кистью, которая сочетается с графикой пером или палочкой.

Материалы: бумага, гуашь, восковая свеча, тушь, перо, палочка; кисть.

Зрительный ряд: веточки растений, цветы, книги или репродукции с изображением растений, гравюры японских и китайских мастеров.

5. Мы рисуем своих друзей. 4 ч

Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете. Портрет-шарж.

Практическая работа: выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в этом задании — передать характер, возможно решение в стиле шаржа.

Материалы: уголь, сангина, пастель.

Зрительный ряд: графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.

6. Изображаем свое любимое животное. 4 ч

Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.

Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного.

Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка.

Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.

7. Мир вокруг нас (коллективная работа). 8 ч

Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.

Практическая работа

I этап — выполнение цветного подмалевка (2 ч).

II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений (2 ч).

III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно) (4 ч).

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.

8. Экспозиция работ. Обсуждение выставки. 2 ч

Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности в лагере. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки.

Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего пребывания в лагере.

Для занятий с детьми 10—13 лет

Пояснительная записка

Занятия по изобразительному искусству с детьми 10—13 лет рассчитаны в большей мере на романтику возраста, на увлечения подростка иллюстрированием приключенческой литературы, исторических сюжетов, а также на появляющийся в этом возрасте интерес к отражению с натуры окружающей природы, человека и мира вещей.

В связи с этим педагогу логично ввести на занятиях такие жанры, как пейзаж, натюрморт и портрет. Предполагается, что все занятия искусством должны проводиться на свежем воздухе. В качестве зрительного ряда, кроме самой природы, педагог предлагает книги по искусству, альбомы с изображениями выдающихся произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, памятников архитектуры.

Основной задачей занятий в изостудии является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения. Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Они направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

В условиях внешкольной студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания детей, а также для их всестороннего развития.

Освоение материала в основном будет проходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в живописи и графике.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Общее количество часов

В том числе

теоретические часы

практические часы

1

2

3

4

5

1

Портретные изображения романтических героев — персонажей любимых литературных произведений

5

1

4

2

Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж того времени, в котором жили герои иллюстрируемых произведений

4

1

3

3

Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в выбранном литературном произведении

4

1

3

4

Изображение фигур персонажей выбранного литературного произведения

5

1

4

5

Совмещение в одной композиции заданий, выполненных на 3-м и 4-м занятиях

2

2

6

Пейзаж в графической технике граттажа

4

4

7

Летний декоративный натюрморт

5

1

4

8

Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ

3

1

2

Итого

32

6

26

 

Содержание учебных тем

1. Портретные изображения романтических героев — персонажей любимых литературных произведений. 5 ч

Педагог может выбрать какое-то одно произведение и исходя из этого строить свою дальнейшую работу с учениками, так как последующая деятельность предполагает коллективное творчество. К примеру, можно иллюстрировать такие произведения, как «Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, или какую-то другую приключенческую литературу, ценность которой неоспорима.

Практическая работа: выполнение портретов любимых литературных героев.

Материалы: тонированная бумага, пастель или масляные мелки (можно сочетать уголь и сангину).

Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи; книги по истории костюма, где стиль эпохи отражен не только в одежде, но и в предметах быта, в обмундировании и аксессуарах.

2. Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж того времени, в котором жили герои иллюстрируемых произведений. 4 ч

Сбор материала, изучение классических произведений. Зарисовки необходимых деталей для дальнейшей работы над коллективной композицией, предполагающей изображение героев иллюстрируемого произведения в определенной среде, которая должна отражать эпоху и время.

Практическая работа: графическое изображение исторического костюма, архитектуры в соответствии с эпохой литературного произведения.

Материалы: бумага, карандаш или уголь, однотонный фломастер.

Зрительный ряд: графические и живописные произведения, книги по архитектуре, историческому костюму и пр.

3. Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в выбранном литературном произведении. 4 ч

Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры.

Предполагается, что в нижней части композиции будут располагаться литературные персонажи, поэтому заранее необходимо оставить для них свободное пространство.

Практическая работа: изображение на большом полотнище обоев или склеенных листах ватмана пейзажа с обязательным включением в него архитектуры; можно выполнить работу в технике аппликации.

Материалы: большой лист обоев или склеенной бумаги, уголь, гуашь, кисти; вырезки из журналов, включающее шрифтовое оформление страниц (для аппликации).

Зрительный ряд: старинные гравюры, фотографии архитектурных памятников.

4. Изображение фигур персонажей выбранного литературного произведения. 5 ч

Предполагается, что изображения будут разными по размеру, так как они будут вклеиваться в коллективное панно в соответствии с решением первого и дальнего планов.

Практическая работа: изображение в цвете фигур людей, всадников на конях; можно выполнить работу в технике аппликации.

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти; вырезки из журналов, включающие шрифтовое оформление (для аппликации).

Зрительный ряд: произведения живописи и графики, книги по истории костюма.

5. Совмещение в одной композиции заданий, выполненных на 3-м и 4-м занятиях. 2 ч

Педагог, режиссируя действия своих учеников, подсказывает наиболее удачное композиционное размещение на листе. Учитывая то, что предлагаются разные техники исполнения, подбираются наиболее органичные художественные материалы. Важно добиться цветовой гармонии фона панно и вклеиваемых фигур.

Практическая работа: вырезание фигур персонажей с последующим размещением их в композиции панно, выполненного на 3-м занятии.

Материалы: бумага большого формата, ножницы, клей.

Зрительный ряд: старинные гравюры с изображением городов.

6. Пейзаж в графической технике граттажа. 4 ч

Изображение на бумаге небольшого формата летнего пейзажа.

Для выполнения работы в технике граттажа (воскографии) нужно осуществить необходимые стадии грунтовки листа бумаги:

а) покрыть бумагу легким слоем краски (в холодной или теплой гамме);

б) натереть сверху лист бумаги свечой или парафином;

в) поверх воска покрыть лист слоем темной гуаши в смеси с тушью;

г) легкой линией карандаша наметить рисунок пейзажа;

д) процарапать изображение отточенной палочкой.

Материалы: бумага, гуашь или акварель, восковая свеча или парафин, тушь, палочка.

Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.

7. Летний декоративный натюрморт. 5 ч

Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.

Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие ребят в постановке натюрморта.

Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.

Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель.

Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.

8. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. 3 ч

Выбор наиболее интересных работ детей. Правила оформления графических и живописных работ, аппликации. Принципы создания экспозиции.

Материалы: картон или бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные в течение всего пребывания в летнем лагере.

Для занятий с детьми 14—16 лет

Пояснительная записка

В старшей группе занятия изобразительным творчеством в летнем лагере будут носить более индивидуальный характер, чем в предыдущей группе, так как адресованы старшим подросткам и обусловлены их возрастными особенностями, творческими возможностями и предпочтениями. В основном занятия проводятся на пленэре, и поэтому прообразом творческих замыслов подростков является натура.

Стремление к овладению профессиональными знаниями, желание изучать живую натуру, выразить свое отношение к природе и ко многим явлениям окружающей жизни заставляют подростка исследовать свои пока еще скрытые возможности в каждом из видов изобразительной деятельности. Немалую роль играет изучение и открытие новых средств пластического выражения, познание которых поможет подросткам адекватно воспринимать профессиональное искусство.

По мере усложнения задач как в композиционной деятельности, так и при работе с натурой детей (на примере их собственного творчества) подводят к таким понятиям, как композиционный ритм, цельность, пластическая выразительность, обобщенность. Это поможет им в дальнейшем воспринимать произведения искусства в музеях и на выставках.

В программу вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей подростков. Эти задания могут быть выполнены в разнообразных художественных техниках (как в области изобразительного, так и в области декоративно-прикладного искусства).

Принцип построения материала в программе следующий: от конкретных жанров, художественных техник, художественных материалов — к художественным проблемам.

Работая по программе, подростки не только создают индивидуальные работы в области живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, но и участвуют в общих художественных мероприятиях всего лагеря.

Знакомство с этапами работы над воплощением художественного замысла в области изобразительного творчества позволит подростку открыть для себя широкий спектр возможностей художника.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Общее количество часов

В том числе

теоретические часы

практические часы

1

2

3

4

5

1

Наброски и зарисовки растений

4

4

2

Деревенский натюрморт (с натуры)

6

1

5

3

Зарисовки фигуры человека (в движении)

5

1

4

4

Композиция на тему «В деревне»

5

1

4

5

Пейзаж в графике

4

4

6

Портрет в живописной технике (с натуры)

5

1

4

7

Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ

3

3

Итого

32

4

28

 

Содержание учебных тем

1. Наброски и зарисовки растений. 4 ч

Рассматривание живых цветов и трав, изучение декоративных композиций в живописи и графике (классическое наследие), произведений народного искусства (роспись).

Практическая работа:

а) выполнение зарисовок цветов, трав. Работа проводится индивидуально, то есть каждый зарисовывает или лежащую на столе, или прикрепленную к мольберту ветку растения;

б) создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовки;

в) выполнение декоративной композиции в цвете.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: живые растения; книги и репродукции с изображением декоративных композиций; образцы народной росписи.

2. Деревенский натюрморт (с натуры). 6 ч

Основы композиции натюрморта. Рассматривание произведений живописи и графики.

Практическая работа:

а) поиски удачных для постановки натюрморта предметов деревенского быта;

б) композиционное размещение изображения в листе;

в) выполнение натюрморта в цвете.

Материалы: тонированная бумага, масляные мелки, пастель.

Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, К. Петрова-Водкина, В. Стожарова.

3. Зарисовки фигуры человека (в движении). 5 ч

Наброски фигур людей, которые можно выполнить в любом графическом материале. Педагогу желательно самому продемонстрировать процесс схватывания натуры в живой моментальной зарисовке. Рассматривание набросков и зарисовок русских художников.

Практическая работа: выполнение зарисовок фигуры человека (в движении).

Материалы: бумага небольшого формата или блокнот, графические материалы на выбор (карандаш, грифель, фломастер, уголь, сангина и т. п.).

Зрительный ряд: наброски и зарисовки И. Репина, В. Серова, Э. Дега.

4. Композиция на тему «В деревне». 5 ч

Основы композиции картины. Рассматривание произведений русских художников разных эпох.

Практическая работа:

а) композиционные поиски;

б) перенос композиции на бумагу большого формата;

в) выполнение работы в цвете.

Материалы: цветная бумага большого формата, карандаш, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, З. Серебряковой, Н. Гончаровой.

5. Пейзаж в графике. 4 ч

Передача пространства через первый план. Использование фактуры художественного материала, технические приемы работы углем, соусом, сангиной (растирание в сочетании с другими приемами).

Практическая работа: зарисовка с натуры пейзажа с рекой или озером.

Материалы: фактурная бумага, уголь или соус, сангина.

Зрительный ряд: графика художников XIX—XX вв.

6. Портрет в живописной технике (с натуры). 5 ч

Практическая работа:

а) выполнение каким-нибудь мягким материалом рисунка головы человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали;

б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: портреты В. Серова, В. Ван Гога, З. Серебряковой.

7. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. 3 ч

Материалы: картон или бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные в течение всего пребывания в летнем лагере.

 

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

 

Яндекс.Метрика  

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.