logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Исполнение музыки при помощи певческого голоса — одно из главных духовных творений человека, столь же разносторонне богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию.

Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие образцы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого ребенка — оно способно питать все его существо, связывая воедино социальное и природное. Поющий прежде всего преображает себя самого: постигает свой внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным переживаниям. Родившееся на основе внутреннего родства коллективное пение обладает необычайно сильным свойством — образовывать человека как такового. Человека, который может думать, внимать, постигать, поддержать...

Программа «Песня — верный друг твой навсегда» предназначена для детей как младшего, среднего, так и старшего школьного возраста. Такая направленность обусловлена единым принципиальным подходом: увлечь ребят разного возраста пением, раскрыть все многообразие звучащего мира, подвести к пониманию того, что пение — это проявление духовной сущности человека, «истечение из уст, вызванное размышлением» (Платон).

Подразумевается, что учащиеся на основе имеющегося опыта в области песенного искусства смогут получить общее представление о традиционном жанре музыкального творчества, открыть для себя «пение впервые» как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное.

Содержание программы предусматривает погружение детей в атмосферу рождения первой песни человечества, ее бытования на протяжении всей истории развития цивилизации. Создатели песен (композиторы, поэты, безвестные авторы) представлены как художники, чьи произведения появляются в момент необычайного эмоционального воодушевления, и как творцы, понимающие «что», «для чего» и «зачем» говорят они людям. Программа открывает широкие возможности в плане творческого развития, поскольку ориентирована на открытие природного певческого начала у каждого ребенка (озвучивание своего внутреннего состояния — «пою себя» и «пою природу») и т. д.

Концептуальная идея программы — не лишить ребят «радости эмоциональной наполненности» и сохранить «способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся...» (Д. Кабалевский). Все содержание программы направлено в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок не мог бы не петь и сказал: «Я запел. Что это значит?» При этом каждый ребенок и образующийся в процессе занятий хоровой коллектив приходит к пению как к естественному моменту в своем 'становлении, а не как к показателю выученного и отработанного. Не менее важным является и то, что процесс обучения основывается на принципах педагогики искусства, обусловленных интонационно-образной природой музыки, ее связями с жизнью и другими искусствами.

Как известно, применение в обучении детей пению методик специального профессионального образования ведет к разделению на «поющих» и «непоющих». В результате «непоющие» не только навсегда теряют интерес к певческому искусству, но и не имеют ни малейшей возможности реализовать свои творческие духовные потенции в пении, воплотить волнующие их чувства и мысли в звучании собственного голоса. Поэтому принципиально важно создать каждому ребенку такие условия, чтобы он смог раскрыться всем существом, сообразно своей природе.

Цель программы — приобщение детей к миру певческого искусства, пробуждение в каждом ребенке «инстинкта песенности», его «второй природы», заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса.

Задачи программы: 1) показать детям все разнообразие и красочность поющего окружающего мира; 2) подвести к осознанию «сердечной жизни» пения; 3) побудить ребят к воплощению волнующих их чувств и мыслей в звучании собственного голоса; 4) способствовать реализации творческих духовных потенций детей в пении; 5) предоставить возможность каждому ребенку непроизвольно и естественно войти в «певческое поле» мира.

Репертуар, с помощью которого решаются учебные задачи, прежде всего должен соответствовать возрасту детей. Основой для приобщения детей к певческому искусству является классическая и народная музыка, а также лучшие образцы отечественной и зарубежной музыки массовых жанров. Репертуар составляют произведения, предназначенные как для ознакомления (в исполнении преподавателя), так и для исполнения детьми.

Освоение программы детьми не требует обязательного владения нотной грамотой и наличия определенного уровня музыкальных способностей, так как предполагает в первую очередь «свободное слияние многих личностей в одно целое... поющих не „как один человек", а как много людей, одушевленных общим чувством любви к песне...» (Е. Линева). Такая позиция требует от руководителя особой скрупулезности в выборе репертуара: выявлять, насколько возможно, природные певческие данные каждого ребенка и находить им достойное место в исполняемых произведениях.

Программа рассчитана на 21 день (согласно срокам пребывания детей в лагере отдыха). Занятия проводятся по 6 часов в неделю с итоговым заключительным концертом (всего 18 часов).

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Общее количество часов

В том числе

теоретические часы

практические часы

1

«Певческое поле» мира

2

1

1

2

Рождение песни

2

1

1

3

Пение и мы, пение и я

2

1

1

4

Песня: страницы истории

2

1

1

5

Дарю песни людям (о тех, кто создает песни)

2

1

1

6

Мы поем для своих друзей

2

1

1

7

Мой голос в «певческом поле» мира

2

1

1

8

Голос «рисует», «танцует», поет...

2

1

1

9

Наши любимые песни

1

1

10

Песни собирают друзей

1

1

Итого

18

8

10

Содержание учебных тем

1. «Певческое поле» мира. 2 ч

Знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, любование неповторимостью, накопление впечатлений от слышимого. «Певческое поле» мира: песни народные (коллективное творчество многих поколений), авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент»), массовые (повсеместно распространенные), эстрадные (развлекательная, легкая музыка).

2. Рождение песни. 2 ч

Первая песня человечества (подражание звукам природы — голосам птиц, животных и пр.), установление контактов на расстоянии (подача сигналов друг другу), магические обряды (взывание к богам и заклинание демонических сил воздуха и воды), совместная деятельность людей (облегчение тяжелой работы, внутренняя потребность выразить накопившиеся чувства симпатии, привязанности, доброжелательства).

Появление первой песни на основе близкого, духовного общения, глубокого взаимопонимания, сочувствия и доверия.

3. Пение и мы, пение и я. 2 ч

Хоровое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная, светская и культовая. Хоровое многоголосие, одноголосие, пение a capella. Ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.). Сольное пение. «Русская, правдивая, горячая душа звучала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась...» (фрагмент рассказа И. Тургенева «Певцы»).

4. Песня: страницы истории. 2 ч

Мадригал (в XIV—XVI вв. небольшое музыкальное произведение лирического содержания), кант (русская хоровая песня XVII—XVIII вв.), канцона и канцонетта (вокальное произведение лирического характера, от итал. «песня»), шансон (французская песня), lied (немецкая песня), song (английская песня), романс (вокальное произведение для голоса с инструментом и его жанровые разновидности — баллада, элегия, баркарола и т. д.), вокализ (мелодия без слов).

5. Дарю песни людям (о тех, кто создает песни). 2 ч

Народное песенное творчество — «песни всех», отражение истории страны и человека (рождение, детство, работа, обряды, праздники, похороны). Основные виды — песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.

Композитор — человек, в звуках говорящий нечто очень важное для людей. Музыка для него — «исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков» (П. Чайковский). Текст песни — «звучание души» поэта, образно выражающего свои мысли в словах, глубоко воздействующих на воображение и чувства. Единство слова и музыки.

6. Мы поем для своих друзей. 2 ч

Песня как «соединение усердного голоса с душевным умилением», «сила, исходящая от наших голосов, и мысленное учение нашим душам» (Ефросин). Исполнение песни как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.

7. Мой голос в «певческом поле» мира. 2 ч

Представление о певческом голосе (мой голос ласковый, волшебный, звонкий, легкий, трепетный, нежный, могучий, резкий, равнодушный, тоскливый, угрюмый, громкий и т. п.).

Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса («пою природу», «пою себя»). Дом, где «живет» певческий голос (хрустальный дворец, избушка, необитаемый остров и т. п., человеческое сердце).

8. Голос «рисует», «танцует», поет... 2 ч

Красочность, многоцветье человеческого голоса (рекомендуется прочесть сказку Е. Пермяка «На все цвета радуги»). Рисование голосом как кистью (от тончайшей кисти до широкой), семь цветов радуги — семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон, полихромия.

Звук голоса и жест (выражение внутреннего состояния в пении и движении). Танцевальное движение. «Летящий» голос.

Песня как подарок (мои пожелания близким и друзьям). Песня как утешение (мое понимание, поддержка и сочувствие).

9. Наши любимые песни. 1 ч

Песни мира. Песни о моем городе. Песни о дружбе. Песни о маме и для мамы. Песни лета. Песни моря. Песни-шутки. Песни-игры. Песни-загадки. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения.

10. Песни собирают друзей. 1 ч

Заключительный концерт: «Песня — верный друг твой навсегда».

Методическое обеспечение

Для осуществления задач программы в качестве ключевого предлагается художественно-синкретический метод. Данный метод позволяет при помощи совокупности средств выразительности различных искусств опосредованно управлять качеством звучания певческих голосов детей при выполнении вокально-хоровых задач. Используя выразительные средства искусства слова, руководитель певческого коллектива должен владеть художественной речью, для которой характерна нестандартность словообразования и самое главное — подвижность, гибкость и многоплановость значений, не говоря уже об интонации как одухотворенном звукосмысловом единстве. Речь педагога должна включать метафору, олицетворение, слова-символы, гиперболу, литоту, а также антитезу, градацию и др. Например, можно говорить о «стальных кружевах голоса» и «золотых потоках его», о «нарастающем тепле или блеске голоса, летящего прямо к маме, где бы она ни была», о голосе, «порхающем, как бабочка с цветка на цветок», о «песне-чайке» и «голосе-колокольчике», о том, что «звук такой тоненький, хрупкий, как стебелек травинки. Можно даже неосторожным дыханием переломить его...», о том, «возможно ль слышать грома звук, в той песне, что нежна, как пух?..», что важно «не наступать голосом, а вступать»; о том, что значит в звуке «волна и камень», «лед и пламень», что «голос может звучать как росинка, блестящая на солнце, или ручей, река, целое море и даже океан!» и т. д. Разумеется, это лишь небольшая часть образных средств речи, составляющих арсенал искусства слова педагога. Главное, что необходимо подчеркнуть, — это огромное воздействие слова педагога на пение детей.

Танцевальное искусство как инструмент воздействия на пение детей особо ценно, поскольку обладает неограниченными возможностями воплощения художественного образа в движении. Танцевальное искусство в рамках художественно-синкретического метода — это искусство танца руками, жестами, «языком» движений, создающих пение, а также управление жестами рук педагога (впоследствии и жестами рук детей). Главное здесь — выражение в пластичных движениях рук художественного образа желаемого или нежелаемого звука и поиск самими детьми среди жестов, предложенных педагогом, тех, которые наиболее полно воссоздают необходимый для конкретного случая певческий звук.

Средства изобразительного искусства, в частности живописи, подразумевают воздействие на краски голоса, его тембр. Осознание ребенком неповторимости и красоты тембра своего голоса рождает и представление о голосе человека в цвете, делает возможным «рисование» голосом как кистью, позволяет создавать в хоре композиции, различные по колориту. Использование «языка» графики — это создание «рисунка» певческим голосом (возможны контурные линии, штрихи, точки и т. п.). Предметом такого «рисования» могут быть как различные явления жизни, так и внутреннее состояние человека.

Средства скульптуры также важны в предлагаемом методе обучения. Безусловно, для пения «исходным материалом» является духовность человека, но можно говорить о голосе «металлическом» и «каменном», «деревянном» и «стеклянном» и т. п. Достаточно часто подобные эпитеты употребляются как характеристики голоса при определенных душевных состояниях и переживаниях человека. И главное, чтобы дети не просто «играли» своими голосами, а проживали различные состояния, понимали человеческую горечь и боль («Отчего человек может утратить чувствительность, онеметь? Почему деревенеет иногда человеческий голос?»). Оказывается, что можно «читать» человеческие голоса — и певческие, и речевые. Интонации, богатство тембров или отсутствие таковых говорят о собеседнике порой больше, чем слова, потому что «голос — это человек. Человек во всей полноте — физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный...» (Е. Назайкинский). Отсюда, возможно, и рождается у детей понимание окружающих их людей, сочувствие к ним.

Архитектура в рамках художественно-синкретического метода представляет собой воздвигаемый в процессе занятий художественный певческий ансамбль, объемно-пространственный по структуре. Из пластичной композиции голосов рождается многоголосие, причем не повторяющиеся каждый раз партии первого, второго и других голосов, а непроизвольные сочетания, рождаемые в едином душевном порыве всего хора и каждого голоса в отдельности, подобно тому как в коллективном действе на ранних этапах существования искусства рождалось пение. Такое понимание исключает обязательное достижение унисона в пении на первоначальных этапах «вхождения» школьников в «певческое поле» мира. Благодаря проникновению в сам процесс пения выразительных средств других искусств художественно-синкретический метод способствует осознанию детьми уникальности, целостности и всеобщности музыкального искусства как явления, не существующего вне человека, природы, общества.

Программой предусмотрены различные формы организации занятий с детьми — групповые, дифференцированно-групповые, индивидуальные и т. д. Итогом работы преподавателя и детей должен стать заключительный концерт, составленный из самых любимых и запомнившихся песен. Руководителю важно помнить, что ни под каким предлогом нельзя отстранять от выступления детей, желающих участвовать в заключительном концерте. Даже если по мнению учителя у ребенка нет «ни слуха, ни голоса», это не повод для отказа. Ребенок может выступить в роли дирижера, ведущего концертной программы, исполнителя на элементарных детских музыкальных инструментах, актера, играющего, к примеру, одного из главных действующих лиц песни, и т. п. На заключительном концерте могут быть представлены сформировавшийся за время обучения хоровой коллектив, причем могут звучать и песни для солиста (или солистов) с хором; вокальный ансамбль, объединяющий детей как одного возраста, так и разных возрастов; дуэт, трио, квартет (как однородные по составу, так и смешанные). Большой интерес для детей представляет исполнение одного произведения попеременно мальчиками и девочками, юношами и девушками. Любимы детьми и песни, сопровождаемые танцевальной группой. В этом случае педагогу стоит напомнить ребятам о том, что искусный танцовщик создает движениями и положениями тела художественный образ, раскрывая самую суть музыкального произведения, внутреннее состояние человека.

Для реализации программы необходимы научная и учебно-методическая литература, сборники песен. В наличии должен быть музыкальный инструмент — фортепьяно, баян, аккордеон, в зависимости от того, каким инструментом владеет преподаватель. Желательно использовать и такие элементарные музыкальные инструменты, как колокольчики, треугольники, бубны, трещотки, маракасы и т. п. Подобные музыкальные инструменты активизируют детей, способствуют развитию их воображения и пробуждению творческой индивидуальности. Для организации заключительного концерта, конечно, желательны микрофоны, усилители, колонки и т. д., в зависимости от того, в помещении или на открытой площадке будет проходить концерт.

Однако самое главное то, что преподаватель должен сам уметь петь. Речь идет не о поставленном оперном голосе, диапазоне или типе дыхания, а о проникновенности, задушевности исполнения, о котором говорят «тронуло», «душа запела». Это такое исполнение, после которого возникает пауза, минута тишины, а в детских глазах — впечатление от услышанного, молчаливый восторг.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.