logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Актуальность предлагаемого курса обусловлена большим распространением клавишных синтезаторов в музыкальном быту и отсутствием возможностей у большинства детей получить надлежащую подготовку в музицировании на этих инструментах. Пребывание в детском лагере отдыха предоставляет им прекрасную возможность для того, чтобы восполнить этот пробел.

Задачи курса — ознакомление с художественными возможностями клавишного синтезатора, формирование базовых навыков электронной аранжировки музыкальных произведений, приобщение к связанным с этой деятельностью важнейшим понятиям музыкальной теории, а также развитие игровой техники.

Обучение рассчитано на 16 учебных часов (8 занятий по 2 учебных часа). Форма занятий индивидуальная или индивидуально-групповая: по два человека в группе при наличии одного синтезатора, по четыре — при наличии двух синтезаторов. В ходе занятий и особенно при возможности проведения учащимися концертных выступлений целесообразно использовать любую имеющуюся в детском лагере отдыха электромузыкальную аппаратуру: усилители, колонки, микшерный пульт и т. п.

Учебный план подразумевает знание детьми музыкальной грамоты и владение элементарными навыками игры на фортепиано. В случае отсутствия такой подготовки обучение ведется с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка и направлено на решение ключевых проблем его приобщения к электронному музицированию.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Значение электроакустической музыки и новых информационных технологий в современной музыкальной культуре

2

2

Функциональная характеристика клавишного синтезатора — ознакомление с панелью управления

2

3

Различные режимы игры на синтезаторе

2

4

Использование в аранжировке музыкальных произведений наложения голосов и автогармонизации

2

5

Звукорежиссерское редактирование электронной композиции

2

6

Сохранение и вызов данных с помощью функции регистрации памяти. Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента

2

7

Основные сведения о MIDI (цифровом интерфейсе музыкальных инструментов)

2

8

Закрепление пройденного материала и консультирование

2

Итого

16

Содержание учебных тем

1. Значение электроакустической музыки и новых информационных технологий в современной музыкальной культуре. 2 ч

Объединение в творчестве музыканта-электронщика композиторской, исполнительской и звукорежиссерской деятельности.

Интерактивность музыкально-компьютерного творчества и его относительная простота.

Общая характеристика клавишных синтезаторов как представителей семейства электронных цифровых (компьютеризированных) музыкальных инструментов. Обращение с синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети и батареек, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей).

Игра в режимах упрощенного взятия аккордов (Casio chord или Single finger) и автоматического подбора голоса для ведения мелодической линии (One touch preset).

Организация целесообразных игровых движений.

Консультирование детей по возникающим в ходе занятий вопросам музыкальной грамоты.

2. Функциональная характеристика клавишного синтезатора — ознакомление с панелью управления. 2 ч

Названия и характерные особенности банков паттернов и голосов инструмента. Выбор паттерна и голоса набором номера. Главные клавиши управления автоаккомпанементом: Start, Stop, Synchro-start, Fill in, Intro, Ending.

Игра в режимах упрощенного и обычного взятия аккордов (Casio chord или Single finger, Fingered, Full range chord).

Контроль за правильностью игровых движений (преодоление зажатости рук и корпуса).

Консультирование детей по возникающим в ходе занятий вопросам гармонизации и электронной инструментовки мелодии.

3. Различные режимы игры на синтезаторе. 2 ч

Режимы игры Normal, Split, Normal + Drum-machine, Split + Drum-machine. Использование режима экспромта (Free session). Обоснование применения тех или иных интерактивных возможностей инструмента.

Контроль за свободой игровых движений.

Консультирование детей по различным возникающим в ходе занятий вопросам формообразования в процессе электронной аранжировки музыки.

4. Использование в аранжировке музыкальных произведений наложения голосов и автогармонизации. 2 ч

Использование в электронной аранжировке музыкальных произведений наложения голосов (Layer или Dual) и автогармонизации (Auto harmonize). Совмещение функций наложения (Layer или Dual) и разделения (Split) голосов. Применение настройки и транспонирования строя инструмента при аккомпанировании солисту или в ансамблевой игре. Достижение выразительности звучания с помощью режимов динамической клавиатуры (Touch response), звукового колеса (Pitch bend) и эффекта модуляции (Modulation).

Различные приемы исполнительской артикуляции: Non-legato, Legato, Staccato.

Связь музыкальной формы с гармонизацией и инструментовкой в электронной аранжировке.

5. Звукорежиссерское редактирование электронной композиции. 2 ч

Использование цифровых эффектов, выстраивание громкостного и пространственного баланса голосов с помощью микшера синтезатора.

Создание оригинальных пользовательских тембров на основе установок формы волны, кривой высоты и громкости.

Преодоление исполнительских трудностей при игре, включающей в себя быстрые смены позиций и скачки.

Выбор оптимальных вариантов звукорежиссерской составляющей звучания как проблема электронной аранжировки музыки.

6. Сохранение и вызов данных с помощью функции регистрации памяти. Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента. 2 ч

Игра в режиме «–1» на основе заложенных в память инструмента фабрикой-производителем и созданных самими детьми аранжировок музыкальных произведений.

Функциональное членение музыкальной фактуры (мелодия, бас, гармонические голоса, подголосок, педаль) как основа ее разделения при записи на многодорожечный секвенсер.

7. Основные сведения о MIDI (цифровом интерфейсе музыкальных инструментов). 2 ч

Функции, соединение, стандарт GM, MIDI-контроллеры и MIDI-файлы.

Использование дисковода синтезатора: пролистывание и воспроизведение стандартных MIDI-файлов, сохранение и вызов данных из памяти.

Преодоление исполнительских трудностей: игра арпеджио и аккордами.

Органическое единство всех элементов электронной аранжировки как основа достижения выразительности ее звучания.

8. Закрепление пройденного материала и консультирование. 2 ч

Закрепление материала и консультирование по всем вопросам, возникающим в процессе музыкально-творческой деятельности на основе клавишных синтезаторов.

Возможна подготовка и проведение выпускного концерта с исполнением (сольным или в составе ансамбля) аранжированных и выученных в ходе учебных занятий музыкальных произведений.

Методическое обеспечение

В основе формирования способности к музицированию как творческой способности лежат два главных вида деятельности детей: творческая практика и изучение теории музыки. Объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г. Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится в педагогике творчества единственно возможным методом преподавания. И руководитель кружка музицирования на клавишном синтезаторе еще в большей мере, чем учитель фортепианной игры, «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта...».

Закономерности использования выразительных средств в процессе электронной аранжировки музыкальных произведений могут быть представлены как свод правил. Так, в работе над гармонизацией, входящей в процесс электронного музицирования, ребята всегда должны добиваться согласного сочетания мелодии и гармонии, стремиться к плавному голосоведению в сопровождении. В работе над фактурой необходимо «освежать» фактуру сопровождающих голосов на границах развертывания музыкальной мысли, выделять различные пласты фактуры, звучащие одновременно, с помощью контрастных тембров и регистров и, наоборот, единые пласты объединять одним тембром, следить за соответствием фактуры сопровождения характеру мелодической линии (по жанровым деталям, драматургии, выразительности); в работе над инструментовкой при смене музыкальной мысли — обновлять тембр мелодии, «прорисовывать» каждый план звучания различными тембрами. Для выделения мелодии — применять октавные или основанные на контрастных тембровых сочетаниях дублировки и т. д.

Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний, засушивающих творческую практику. Ценными знания ребенка становятся лишь в случае их косвенного воздействия на творческую практику. Знания не могут подменить собой воображения.

Чтобы подвести школьников, особенно младших, к системе музыкальных понятий, освоение которых необходимо для музицирования на синтезаторе, следует прибегать к образным сравнениям.

Например, необходимое при обучении электронному музицированию представление об иерархии средств выразительности в музыкальном целом можно уподобить «кошкиному дому», где мелодией станет кошка, а сопровождением, как «средой обитания» мелодии, — дом, в котором эта кошка живет. При этом ритмогармонический комплекс нашего музыкального целого найдет свою аналогию в форме этого дома, бас — в его фундаменте, в котором главенствуют три краеугольных камня — тоника, доминанта и субдоминанта, фактура — в отделке, а тембр — в раскраске дома.

Ту же трехслойную структуру средств музыкальной выразительности можно уподобить корням, стволу, ветвям и листьям дерева. Еще пример: бас-кенгуру любит прыгать по квартам, а если шагом пройти расстояние, которое наш кенгуру преодолевает в два прыжка (1—4, 5—1), то мы получим два тетрахорда, из которых состоит лад (1—2—3—4, 5—6—6—1), и т. д.

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются пусть необходимым, но все же средством для достижения главной цели обучения — приобщения к практике музицирования на основе клавишного синтезатора. Главным методическим принципом выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является исполнение различных музыкальных произведений, что в электронной музыке всегда связано с их аранжировкой.

Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из четырех основных действий: анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, поэтому приобщение детей к искусству аранжировки возможно лишь с опорой на дидактический принцип расчленения сложной задачи на простые составляющие.

Совершенствованию работы ученика над аранжировкой на всех ее этапах — от анализа текста оригинала до внесения коррективов в готовый продукт — будет способствовать метод авторской интроспекции. Суть его сводится к вовлечению детей в творчество путем показа им определенных сторон творческого процесса с комментариями собственных действий. Это должно привлечь внимание каждого ребенка к закономерностям, которые служат основанием для тех или иных операций по созданию аранжировки музыкального произведения для синтезатора.

Приемы объяснения учеником собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, художественных возможностях музицирования на синтезаторе и тем самым способствуют развитию музыкального воображения и мышления.

Если ребенок грамотно выстроит музыкальную аранжировку, то это еще не означает, что он в целом справился с творческим заданием, — эту аранжировку нужно еще воплотить в звуки, то есть исполнить на электронном клавишном инструменте. Техника игры на нем близка технике игры на фортепиано, поэтому опыт, накопленный в фортепианной педагогике при решении таких проблем, как освоение целесообразных игровых движений, преодоление зажатости рук и корпуса и т. п., может послужить ориентиром при решении аналогичных проблем в условиях обучения игре на синтезаторе.

Вместе с тем управление с помощью специальных кнопок (расположенных на панели синтезатора) многими исполнительскими параметрами, к которым относятся тембр, динамика, артикуляция, отзвук, шумовые эффекты, «звуковые подушечки», автоаккомпанемент, темп, агогика, воспроизведение заранее записанных на секвенсере фрагментов фактуры и др., значительно облегчает технику игры на электронном клавишном инструменте и снимает многие проблемы работы над туше, развития беглости пальцев, накладывающие столь характерный отпечаток на процесс обучения игре на фортепиано. Значение различных упражнений на развитие беглости пальцев, а также гамм и этюдов в обучении игре на синтезаторе по сравнению с фортепиано резко падает.

Среди методов, направленных на стимулирование музыкально-творческой деятельности ребенка, можно выделить такие, которые связаны непосредственно с содержанием этой деятельности, а также воздействующие на нее извне, путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству.

К первым методам можно отнести подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий. Интерес к заданиям может быть обусловлен яркой образностью музыкального материала, его особой художественной направленностью, отвечающей музыкальному вкусу ребенка, эскизностью изложения нотного текста и необходимостью его доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации), оркестровой полнотой и насыщенностью звучания, доступных в музицировании на синтезаторе даже начинающим.

Ко вторым методам относятся: разнообразие форм урочной деятельности, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ребенка, индивидуальный подход к каждому.

Значительно оживить занятие, придать ему характер творческого соревнования можно с помощью введения музыкально-игровых ситуаций. Звуковой материал электронного инструмента позволяет проводить необычные и полезные для музыкального развития детей игры. К ним можно отнести, например, игру в «Звуковую угадайку», когда один ученик подбирает и озвучивает тембр или паттерн, а другой пытается их определить; игру в «Звуковые картины», которые придумываются и обыгрываются детьми с помощью шумовых эффектов синтезатора; игру в «Музыкальную цепочку», когда дети поочередно импровизируют или исполняют знакомые мелодии под автоаккомпанемент педагога, и др.

Необходимо всячески поощрять концертные выступления детей, участие в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности в детском лагере отдыха. Каждый вид такой самостоятельной практики связывает обучение музицированию на синтезаторе с жизнью и становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самосовершенствования ребенка.

 

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

 

Яндекс.Метрика  

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.