logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Сюжетную основу «Слова о полку Игореве» составляют подлинные исторические события: неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против степных кочевников половцев весной 1185 года, который закончился страшным поражением русских войск и пленением князя Игоря.

Открывает «Слово» вступление, в котором автор опреде­ляет свою задачу: в отличие от легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна, он не собирается восхвалять подвиги князей, а хочет «по былинам сего времени», то есть следуя ис­торической правде, рассказать о подлинных событиях недав­него прошлого. Для того чтобы установить, насколько точно автор отражает исторические факты, рассмотрим, что нам из­вестно из исторических источников об этом событии.

Сохранилось два летописных рассказа о походе князя Игоря. Один из них — более подробный — включен в Ипатьевскую летопись.Другой, рассказывающий в краткой форме о трагических-событиях похода на половцев князя Иго­ря, содержится в Лаврептьевской летописи. На основании этих двух источников ученым удалось достаточно точно ре­конструировать подлинные исторические факты.

Подробнее...

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древ­нерусской литературы, которая во многом определялась осо­бой ролью христианской религии в жизни общества. Вот по­чему для людей той эпохи важна была не столько красота слова или занимательность сюжета, а сами произведения не считались искусством в современном смысле.

Книга была ис­точником мудрости, она должна была «поучать», наставлять на путь истинный, показывать пример праведной жизни, по­строенной на основе христианских заповедей. Вот почему ав­тор рукописи обычно не указывал своего имени, а созданное им произведение не считал художественным творчеством. Не­удивительно, что мы знаем очень мало имен древнерусских писателей и нам почти ничего не известно об их жизни. Это объясняет особую сложность вопроса об истории создания и авторе «Слова о полку Игореве».

Подробнее...

Споры о «Слове», возникшие с момента его открытия и не утихающие уже на протяжении двух столетий, касаются многих так называемых «темных» мест этого памятника древнерусской литературы. Ведь его язык сильно отличается от современного русского языка, а кроме того, в разных списках «Слова» появ­ляются ошибки или неверные толкования. 

Трудности в толко­вании многих мест текста связаны также с тем, что в подлинной рукописи не было не только разбивки на абзацы и ритмические строки, но и как во всех рукописях XI—XVI1 веков текст писался в сплошную строку, т.е. в нем не выделялись отдельные слова. Особую сложность для современных исследователей и перево­дчиков «Слова» представляют ошибки, которые были допуще­ны при копировании текста для Екатерины II и в издании 1800 года: ведь сам подлинник рукописи погиб во время пожа­ра в Москве в 1812 году вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина, открывшего этот удивительный памятник древнерус­ской литературы. В результате ученым приходится проводить сложный лингвистический и текстологический анализ, ориен­тируясь на данные современной науки.

Подробнее...

«Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова» — величайший памятник древнерусской литерату­ры. Созданное, как установлено исследователями, не ранее 1185-1187 годов и не позднее начала XIII века, «Слово» дош­ло до нас в составе гораздо более позднего сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спаса-Ярославского монастыря.

История открытия и публикации этого древнейшего литера­турного памятника содержит в себе множество спорных во­просов, порой, почти детективных сюжетов. Это во многом объясняет то, что дискуссии о подлинности «Слова» возникли практически сразу после его обнаружения и не утихают уже более двух столетий. Рассмотрим, в чем заключается основная аргументация скептиков, считающих «Слово» подделкой, и как их опровергают сторонники подлинности этого произве­дения древнерусской литературы.

Подробнее...

В русской литературе XVIII века, проходившей интенсив­ное развитие в контексте общего процесса европеизации стра­ны, начатой реформами Петра I, ведущим направлением стал классицизм (от лат. ciassicus — образцовый), сложившийся в европейской литературе уже в середине XVII века. Класси­цизм — общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особенности. 

Цель доклада — выяснить, какие чер­ты европейского классицизма были органично усвоены рус­ской литературой и что в русском классицизме обусловлено его национальной спецификой.

Прежде всего отметим, что классицизм — явление не только литературное, но и общекультурное. Он затрагивал са­мые разные стороны общественно-культурной жизни евро­пейских стран: архитектуру, живопись, музыку, театр и, ко­нечно, литературу. Современные исследователи единодушны в мнении о том, что классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях перехода от феодальной раздробленности к единому монархическому го­сударству. Это во многом объясняет достаточно позднее, по сравнению с европейскими странами, появление классицизма в России. Ведь исторические предпосылки его могли сложить­ся только после эпохи Петра I, соответственно, признаки клас­сицизма как литературного направления в России отмечаются лишь в 30-е годы XVIII века.

Подробнее...

Выдающийся русский ученый, просветитель, поэт Михаил Васильевич Ломоносов оставил глубокий след во многих об­ластях науки, в том числе и в языкознании. Он является одним из основоположников науки о русском языке. Им написана первая грамматика русского языка с систематически изложен­ными нормами литературного языка, созданы работы по срав­нительно-историческому изучению родственных языков, соб­раны обширные материалы по русской диалектологии и для словаря русского языка. Ему принадлежат исследования по стилистике русского языка и по этике русской художествен­ной литературы, ораторскому искусству, теории прозы и сти­хосложения, сочинения по общим вопросам развития языка.

Среди основных филологических трудов М.В. Ломоносова особую роль в развитии науки о языке сыграли «Риторика» (1748), «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке» (1757) и «Российская грамматика» (1755). Они подго­товили теоретическое обоснование реформы русского языка, осуществленной в середине XVIII века Ломоносовым. Эта ре­форма была продиктована как задачами введения в русскую литературу теории и практики классицизма, так и состоянием русского литературного языка, характерного для той эпохи. Рассмотрим основные положения реформы Ломоносова.

Подробнее...

Великий русский ученый-просветитель Михаил Василье­вич Ломоносов внес большой вклад в развитие русской лите­ратуры. Он познакомил русского читателя с достижениями европейского классицизма и своим поэтическим творчеством заложил основы развития многих жанров. Но, безусловно, из­любленным жанром самого Ломоносова была ода (от греч. ode — песнь) — стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица, значительного, торжественного события. Этот лирический жанр, как и многие другие, пришел в евро­пейскую, а затем и русскую литературу из античной поэзии. Всего Ломоносовым было написано 20 од. 

Подробнее...

Гавриил Романович Державин — выдающийся деятель рус­ской литературы XVIII века. Его поэзия завершает классицистскую традицию и одновременно открывает новые пути, подго­тавливает появление пушкинской «поэзии действительности». По словам Белинского, поэзия Державина «была первым шагом перехода от риторики к жизни». Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. В конце жизни Державин, подводя итоги творчества, пишет «Объяснения на сочинения Державина», содержащие своеоб­разный автокомментарий к произведениям, и заканчивает работу«Рассуждения о лирической поэзии, или об оде», где излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясня­ет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появля­ются в его творчестве, начиная с «Фелицы».

Подробнее...

Одной из дискуссионных проблем, обсуждаемых совре­менными филологами, является вопрос о сентиментализме. Следует ли рассматривать его как литературное направление, метод или течение; какое место он занимает в русской литера­туре и кого из русских писателей можно к нему отнести; не однозначен и вопрос о его хронологических рамках. Не ставя целью охарактеризовать позиции разных ученых, постараемся в докладе определить особенности сентиментализма в творче­стве того из русских писателей, кто, бесспорно, признан наи­более ярким выразителем этого направления в русской лите­ратуре — Николая Михайловича Карамзина.

Писатель, поэт, журналист, реформатор русского языка и создатель знаменитой «Истории государства Российского», Н.М.Карамзин, по словам В.Г.Белинского, оказал «большое влияние на нравственное формирование русского общества». Его творческий путь в литературе охватывает очень непро­должительный период — с 1791 по 1803 год, поскольку все последующие годы своей жизни он посвятил грандиозному историческому труду, составившему 12 томов. Но тем не ме­нее с его именем связан целый период развития русской лите­ратуры, определяемый возникновением и утверждением в ней сентиментализма.

Подробнее...

Новая эпоха в развитии русской литературы началась в 30-е годы XVIII века с появлением в России общеевропейско­го литературного направления — классицизма. Это потребо­вало проведения реформы русского языка, которую осущест­вил М.В.Ломоносов. 

Но к концу XVIII века, когда возможности классицизма были исчерпаны и на смену ему пришел сентиментализм, вновь стала явственно ощущаться потребность обогащения языка новыми лексическими средст­вами и систематизация его прежнего словарного состава. Эту задачу и попытался выполнить крупнейший представитель русского сен тиментализма Н.М. Карамзин. Далеко не все его современники были согласны с тем направлением, по которо­му он предложил реформировать русский язык. Наиболее яр­ким противником Карамзина стал писатель и филолог адмирал А. С. Шишков, который руководил в то время Российской Академией. У каждого из них появились свои сторонники и противники — так называемые «шишковисты» и «карамзини­сты», между которыми развернулась ожесточенная полемика. В докладе будут рассмотрены основные направления, по ко­торым шла эта дискуссия.

Подробнее...

Почти два века комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» идет в театрах нашей страны, но ее сценическая история была очень непростой. Законченная к 1825 году, комедия со значи­тельными сокращениями была опубликована уже после смер­ти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь по­сле отмены крепостного права в 1862 году. До этого в начале 1825 года с большими цензурными сокращениями были напе

чатаны небольшие отрывки из I и III актов комедии, но разре­шение на ее постановку получить не удалось. Это не помеша­ло широкой известности произведения, которое расходилось в списках. Комедию приняли восторженно, особенно в декабри­стской среде, но царское правительство упорно препятствова­ло знакомству с ней широкой публики. Лишь с 1863 года было разрешено ставить ее во всех театрах, и с тех пор великое произведение уже никогда не исчезало из репертуаров веду­щих театров. В докладе рассмотрим, как развивалась сцениче­ская история комедии «Горе от ума», и охарактеризуем наибо­лее значительные постановки пьесы.

Подробнее...

В мировой литературе история любви — самый распро­страненный сюжет. Все мы знаем «печальную повесть» о Ро­мео и Джульетте, Франческе и Паоло, Тристане и Изольде и многие другие, ставшие символом верности чувству, какие бы преграды не возникали на пути. В русской литературе особую роль любовный сюжет начал играть со времени появления в ней произведений сентиментализма — как тут не вспомнить «Бедную Лизу» Карамзина. А потом будут Онегин и Татьяна, Петруша Гринев и Маша Миронова, Обломов и Ольга Ильин­ская, князь Андрей и Наташа Ростова, «тургеневские девуш­ки», любовь которых обычно тоже складывалась непросто. Будет даже сверхъестественная по силе и накалу трагических страстей романтическая история Демона и Тамары в поэме Лермонтова. Но в жизни, кажется, таких чувств найти невоз­можно: ведь в искусстве всегда мы видим как бы концентри­рованное выражение того, что бывает в действительности.

Подробнее...

Александр Сергеевич Грибоедов занимает место в ряду великих писателей «золотого века» русской литературы как автор одного — но какого! — произведения: поистине бессмертной комедии «Горе от ума». Достаточно сказать, что она до сих пор с неизменным успехом идет на сценах театров страны, а крылатые слова из этой пьесы, как предсказывал в свое время Пушкин, давно уже стали пословицами. Но далеко не все знают, что Грибоедов с полным правом может быть на­зван и музыкантом, хотя известность ему принесло тоже всего одно произведение — знаменитый вальс Грибоедова. Этот вальс, как и комедия, и сейчас не оставляет равнодушными слушателей. Он часто исполняется на концертах, литератур­ных вечерах, звучит по радио и включается режиссерами в те­атральные постановки и кинофильмы. Но что мы знаем о Гри­боедове-музыканте. почему он увлекся музыкой, насколько серьезным был этот интерес и как связан с литературным творчеством? В докладе постараемся найти ответ на эти во­просы.

Подробнее...

Все мы знаем, как много в жизни каждого человека значит первый учитель. Тем более он важен, если речь идет о том, ко­го мы называем гением — ведь так интересно узнать, насколь­ко эти люди выделялись уже в детстве и юности, что влияло на их формирование, какие способности они проявляли. Ка­жется, об Александре Сергеевиче Пушкине нам известно все: сколько о его жизни и творчестве написано научных работ, мемуаров, художественных и публицистических книг. Со временем открывались все новые и новые факты, были опуб­ликованы дневники, письма, черновики, рукописи.

Но если речь заходит о начальной поре жизни великого русского поэта, то обычно мы вспоминаем лицейские годы, его друзей и учителей. Из более ранних лет, пожалуй, больше всего известно о няне Пушкина — Арине Родионовне, имя ко­торой благодаря его творчеству знает каждый. Но ведь- Пуш­кин поступил в Царскосельский лицей в 1811 году — когда ему уже исполнилось 12 лет, причем принимали в только что открытое привилегированное учебное заведение по результа­там достаточно сложных экзаменов, к которым надо было го­товиться заранее. Значит, кто-то уже научил будущего поэта тому, что давало возможность успешно пройти через вступи­тельные испытания. К сожалению, даже в научной литературе не так много об этом сведений. В докладе постараемся на их основе рассмотреть, кто же были эти незаслуженно забытые люди — первые учителя Пушкина.

Подробнее...

Два века отделяют нас от пушкинской эпохи, и порой современному читателю очень трудно себе представить, как жи­ли в то время те, чье творчество составило «золотой фонд» русской литературы. К счастью, есть такие места, где возможно не только прикоснуться к святым реликвиям, но и почувствовать живое присутствие тех, кого мы привыкли называть классиками. С именем Льва Николаевича Толстого связана Ясная Поляна, Антона Павловича Чехова — Мелихово, Ми­хаила Юрьевича Лермонтова — Тарханы, Ивана Сергеевича Тургенева — Спасское-Лутовиново.

Пушкинских мест немало: это Москва и Петербург, Болдино и Одесса, Кишинев и Крым. По если кто-то хочет дейст­вительно узнать «живого» Пушкина — его дорога лежит в Михайловское. Казалось бы, не гак долго жил здесь поэт: два года ссылки и еще несколько приездов до и после нее. И все же именно здесь осталась его душа: может потому, что так много было им здесь пережито, а может — потому, что здесь он обрел всю мощь своего творческого дарования. А еще, на­верное, потому что здесь особенно бережно хранят все, что было ему дорого. Поистине самоотверженный труд работни­ков учрежденного 17 марта 1922 года Пушкинского заповед­ника, и особенно его первого послевоенного директора и хра­нителя Семена Степановича Гейченко, позволил воссоздать не только строения, парки, внутреннее убранство и внешний вид пушкинского дома, но и сам дух времени, а главное — ощу­щение живого присутствия Пушкина рядом с нами. Всякий, хоть раз побывавший в Михайловском, чувствовал это. По­пробуем совершить прогулку по этим удивительным местам так, как когда-то очень давно это делал сам Пушкин.

Подробнее...

Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...») — шедевр пушкинской лирики, его знают все, кому дорога русская поэзия. Но в истории литературы найдется немного произведений, которые вызывали бы столько же вопросов — у исследователей, поэтов, читателей. Какой была реальная женщина, вдохновившая поэта? Что их связывало? Почему именно она стала адресатом этого стихотворного послания? И главный вопрос: можно ли именно к ней отнести слова «гений чистой красоты»? В докладе рассмотрим историю создания этого поэтического шедевра и попытаемся понять, какова бы­ла роль Анны Петровны Керн в жизни Пушкина.

На первый взгляд, может показаться, что никаких загадок здесь нет. Более того — это тот редкий случай, когда мы знаем все об истории создания стихотворения от той, кому оно по­священо. Спустя много лет, когда давно уже не было в живых Пушкина, Анна Петровна написала книгу воспоминаний, опубликованную в 1859 году. Центральное место в ней зани­мает история, связанная с этим произведением. Есть и другие свидетельства людей, знавших и Анну Петровну, и Пушкина. На основании всех этих данных можно достаточно точно представить обстоятельства, в которых был создан поэтиче­ский шедевр.

Подробнее...

«...В "Онегине" мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития», — писал В.Г. Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин», рассматривая его как первое истинно реалистическое произведение. Сейчас общепризнанным является суждение критика о том, что главное произведение поэта — это подлинная «энциклопедия русской жизни». Но значит ли это, что роман, начало работы над которым от¬носится к 1823 году, а завершение — 1831 году, т.е. писавшийся 8 лет, отразил события именно этого периода? Или же, являясь художественным вымыслом, произведение отходит от четкой хронологии в изложении последовательности событий? И в каком соотношении находятся факты реальной жизни и действие романа? Все эти вопросы были тщательно изучены учеными-пушкинистами, которые пришли к выводу, что события, составившие сюжетную основу «Евгения Онегина», действительно вполне возможно соотнести с реальным временем пушкинской эпохи. В докладе рассматриваются те данные, которые позволяют говорить о наличии в нем внутренней хронологии, соотнесенной с реальным временем.

Подробнее...

«Евгений Онегин» — первый русский реалистический ро­ман, в котором «отразился век и современный человек», по словам самого автора. Для нас уже привычно то, что в таких произведениях изображаются типические герои в типических обстоятельствах. Но в эпоху создания этого произведения, когда еще господствовал романтизм, а реализм только начи­нал определять свои черты в творчестве Пушкина и Грибоедова, многое в романе казалось читателям необычным, даже странным. Не случайно Пушкин так настойчиво стремился от­делить автора от героя, поскольку читатель привык к тому, что в произведениях романтизма — это одно лицо. Создатель «Евгения Онегина» даже использует такой необычный прием, как включение в художественный мир произведения своеоб­разного автора-персонажа, который дружит с Онегиным, хра­нит письма героев, входит в круг их знакомых. Наряду с этим, непосредственно на страницах романа автор выступает и как его творец, обсуждающий с читателем, как он создает своих героев, какие повороты сюжета предполагаются в дальнейшем и т.д. А становясь лирическим героем, автор говорит в лири­ческих отступлениях о своей жизни, чувствах, мыслях и пере­живаниях, дополняя общую картину жизни России той эпохи и создавая подлинную «энциклопедию русской жизни». Все это подчеркивает необычность соотношения в «Евгении Оне­гине» реальных фактов и художественного вымысла, а потому вопрос о прототипах героев с момента первого знакомства читателей с романом стал широко обсуждаться. Рассмотрим в докладе, как современные ученые относятся к проблеме про­тотипов героев пушкинского романа и какие реалии жизни в нем действительно нашли отражение.

Подробнее...

Творческая лаборатория писателя — одна из самых зага­дочных сторон литературной деятельности. Заглянуть в нее удается далеко не каждому даже квалифицированному иссле­дователю, но именно потому эта проблема продолжает волно­вать все новые поколения читателей и критиков. Как соотно­сятся реальные жизненные впечатления и то, что нашло отражение в произведении; существуют ли прототипы героев и возможно ли их найти; как идет процесс отбора жизненного материала писателем в процессе творчества? Все эти вопросы получают разные ответы в работах исследователей. В докладе рассмотрим, какие из сторон жизни Пушкина в годы Михай­ловской ссылки отразились в романе «Евгений Онегин».
Давно установлено, что работа над «деревенскими» глава­ми романа совпала с пребыванием Пушкина в Михайловском в 1824-1826 годах. Как отмечает поэт, «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок». Что же мы можем увидеть в романе как свидетельство того, что в описании этого «пре­лестного уголка» и других картин деревенских глав романа Пушкин действительно воспользовался теми впечатлениями, которые черпал из окружающей его в Михайловском жизни?

Подробнее...

Родословная великого человека часто привлекает внима­ние исследователей и почитателей его таланта. Но нередко и сами писатели, художники, поэты и музыканты старались как можно больше узнать о своих предках — далеких и близких. Ведь это помогает понять истоки личности и творчества, разо­браться в самом себе. Хорошо известно, как живо интересо­вался своей родословной Пушкин, посвятивший своим пред­кам не одно произведение. Для него очень важны были связи истории его семьи и истории страны. Лермонтов тоже с ранне­го возраста стал проявлять интерес к своей родословной, но поэта-романтика больше всего привлекала возможность найти в прошлом яркие, неординарные характеры среди представи­телей его рода, которые отвечали высоким требованиям ро­мантика к личности, свободной и независимой. В докладе рассмотрим, действительно ли были среди предков поэта та­кие личности, знал ли он о них и как это отразилось в его творчестве.

Подробнее...

Поэтическая судьба Лермонтова сложилась необычно: он очень рано начал писать стихи, но широкой публике стал из­вестен только в середине 1830-х годов. К тому времени, когда он постепенно стал занимать свое место в литературе, это был уже вполне сложившийся поэт и человек, много переживший, глубоко думающий, имеющий свою независимую позицию. Ранние стихи Лермонтов, в большинстве случаев, не предна­значал для печати. В отличие от Пушкина, жизнь которого с лицейских лет воплотилась в стихах, ставших широко извест­ными всей читающей России, юность Лермонтова, с которой связано его раннее творчество, оставалась известна лишь не­большому кругу родных и друзей. Поразительно, из более чем 400 написанных поэтом произведений число опубликованных при жизни стихотворений не превышает 40, причем в основ­ном — это то, что было написано после 1836 года.

Подробнее...

Не будет преувеличением сказать, что все поэты, на каком бы языке они ни писали и в какую бы эпоху ни жили, одной из главных тем своих произведений считают любовь. Любовная лирика часто имеет биографические основы, хотя уже в произ­ведениях ранних романтиков можно, скорее, видеть выражение самого чувства, а не стремление представить образ конкретной возлюбленной. В этом отношении поэзия Лермонтова, с одной стороны, продолжает устоявшуюся к 1830-м годам XIX века эту сугубо романтическую линию, но с другой — почти всегда можно указать не только имя той, что вдохновила поэта на соз­дание произведения о любви, но даже более точные обстоя­тельства, в которых развивались их отношения. Особенно эта черта характерна для ранней лирики поэта, которую он не предназначал для печати, но и относительно зрелого творчества исследователи выдвигают достаточно обоснованные версии о возможных адресатах конкретных стихотворений.

Подробнее...

Всем известно, что литература и живопись — разные виды искусства. Но часто, говоря о литературных произведениях, мы используем ставшие привычными метафоры: писатель ри­сует пейзаж, создает портрет, а самого его называют ху­дожником слова. Конечно, это вовсе не означает, что он начи­нает в прямом смысле пользоваться средствами другого искусства: красками, кистью, акварелью, которыми рисует картины па бумаге и холсте. Но все же действительно есть что-то общее в том, как происходит сам творческий процесс. Как известно, Пушкин иногда делал на полях рукописи каран­дашные наброски. Однако крайне редко случается так, что пи­сатель одновременно является и художником-живописцем. Творчество Лермонтова — один из немногих и очень интерес­ных примеров такого содружества муз. Мастерство Лермонто­ва-живописца позволяет говорить о нем как о сложившемся художнике. Многие исследователи считают, что если бы он профессионально занимался живописью, то мог бы занять видное место среди выдающихся русских художников. Рисун­ки, картины, наброски в рукописях — все это было формой выражения его творческого дара, так же как стихи и проза. Можно сказать, что изобразительное творчество Лермонтова сплавлено с литературным в единое целое. В докладе рас­смотрим, что характерно для Лермонтова-живописца и как его рисунки и картины соотносятся с созданными им литератур­ными произведениями.

Подробнее...

«Герой нашего времени» — центральное произведение в творчестве Лермонтова. Это первый в русской прозе реали­стический социально-психологический и нравственно-фило­софский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века. Вследствие того, что «Герой на­шего времени» писался тогда, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, во многом он необычен и с самого начала вызвал оживленные дискуссии не только о герое, его характере и отношении к нему автора, но и о форме произведения. В нем нет сквозной сюжетной ли­нии с завязкой и развязкой, каждая из его частей имеет свой сюжет и героев, участвующих в нем. И тем не менее, как справедливо отметил еще В.Г. Белинский, это цельное произ­ведение, объединенное не только одним героем — Печори­ным, но и общей идеей и проблематикой. Благодаря проду­манной композиции, которая нарушает хронологическую последовательность событий относительно жизни героя, ак­цент переносится с внешнего биографического сюжета, на «историю души человеческой». Белинский указывал, что, прочитав все части в другой последовательности, мы получим «несколько прекрасных рассказов и две замечательные повес­ти», но не роман как единое произведение.

Подробнее...

Творчество великого английского драматурга У. Шекспи­ра к началу 1830-х годов было хорошо известно в России. Уже в XVIII веке были сделаны первые переводы его трагедий, со многими произведениями знакомились на языке оригинала. «Читайте Шекспира», — призывал Пушкин, работая над тра­гедией «Борис Годунов». Юный Лермонтов, прекрасно вла­девший английским языком, увлекался не только творчеством модного тогда поэта-романтика Байрона, но, как будто услы­шав призыв Пушкина, действительно старался учиться и у Шекспира. Особенно это чувствуется в драматических произ­ведениях поэта — ранних драмах «Странный человек», «Люди и страсти», в более зрелом «Маскараде». О том, насколько ва­жен для юного поэта был «Гамлет» Шекспира, свидетельству­ет его высказывание из письма 1831 года тете Марии Акимов­не Шан-Гирей: «Если он велик, — пишет Лермонтов о Шекспире, — то это в "Гамлете", если он истинно Шекспир, этот гений необъемлемый, проникающий в сердце человека, в законы судьбы... то это в "Гамлете". Как отмечает исследова­тель творчества Лермонтова Т.А. Иванова, «образ Гамлета, человека волевого, но переживающего мучительную борьбу с самим собой из-за несоответствия действительности его идеа­лам жизни (так позднее понимал Гамлета Белинский), Гамлета с его "могучим разумом" и "юношеским обликом", был бли­зок Лермонтову. Гамлетовскими проблемами полно его юно­шеское творчество».

Подробнее...

Вряд ли у кого-нибудь вызовет сомнение то, что Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, произведе­ния которого входят в золотой фон русской классики. Суще­ствует даже понятие — «гоголевский период русской литера­туры». Но всем известно, что он родился и вырос на Украине, гам жили его предки, родители, сестры, гуда он возвращался после своих длительных странствий. Гоголя нельзя предста­вить без Васильевки, Диканьки и Сорочинец. «Сорочинская ярмарка», «Вечера на хуторе близ Диканьки» — эти названия гоголевских произведений знакомы всем почитателям его та­ланта. Творчество Гоголя неразрывно связано с родными мес­тами: стоит только открыть книгу его произведений, и мы сра­зу наталкиваемся на множество названий, имен, описаний различных мест, в которых прошли его детство и юность. В докладе рассмотрим, что окружало будущего писателя на его родине, с кем он был близок, кто повлиял на формирование его личности и творчества.

«Я думаю, все переменилось, но мое сердце всегда оста­нется привязанным к священным местам родины», — так пи­сал Гоголь матери'. Эти слова отражают глубинную связь с местами, где прошло его детство и юность. Но не так часто во взрослой жизни ему доводилось оказываться здесь. Ведь Го­голю всегда не сиделось на месте, он много путешествовал, не случайно и его герой Чичиков — тоже путник, на своей зна­менитой бричке колесящий по необъятным просторам России.

Подробнее...

Гоголь — во многом уникальное явление в истории рус­ской литературы. Порой кажется, что в его жизни все было не так, как у его великих современников — Пушкина, Грибоедо­ва, Лермонтова. Все они принадлежали к культурной элите общества, родились и воспитывались в столицах, образование получили в лучших учебных заведениях той поры: Царско­сельском лицее. Благородном пансионе. Московском универ­ситете. Гоголь родился и вырос вдалеке от шумных столиц, на Полтавщине, в Малороссийской провинции. Его семью никак нельзя сопоставить с аристократическим кругом родных и близких других великих писателей этого времени. Отец Гого­ля происходил из семьи духовенства, а служил по почтовой части, мать — из вполне типичной среды поместного дворян­ства, о котором писатель будет потом много рассказывать в своих произведениях. Это были именно те, кого он вырази­тельно назвал «старосветские помещики». Правда, отец писа­теля увлекался театром, а мать хорошо знала и любила расска­зывать сыну народные предания и легенды. Конечно, это было важно для формирования будущего писателя, но без система­тического изучения литературы, наук, искусства трудно было рассчитывать на то, чтобы выйти из своего узкого круга и об­ратиться с пламенным словом ко всей России. Где же получил создатель поэмы «Мертвые души» те систематические знания, которые необходимы писателю, что представляло собой учебное заведение, которое он закончил? Эти вопросы рассмотрим в докладе.

Подробнее...

«Мертвые души» — главное произведение Гоголя, но для него это не просто литературный труд — это дело всей его жизни. Может, именно потому писатель так настойчиво ста­рался найти в истории литературы нечто подобное. Многие видели в этом произведении то, что характерно для древнего эпоса и сравнивали его с эпопеей — как «Илиада» и «Одис­сея» Гомера. Но сам писатель дал другое определение — по­эма. В этом жанре гораздо теснее связь автора с тем, о чем он повествует, здесь не только рассказ о событиях и героях, в них участвующих, но и ярко выраженное лирическое начало, рас­крывающее мысли, чувства, душу самого автора. Действительно, было в истории литературы такое произведение, в ко­тором грандиозный замысел органично соединился с проник­новенным рассказом о духовных исканиях автора — это «Бо­жественная комедия» великого поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери.Именно ее Гоголь стал рассматривать как образец для задуманного им творения. Но это в корне меняло и взаимоотношения автора со своим произведением. Так глав­ный литературный труд оказался в неразрывной связи с внут­ренней жизнью самого автора — его духовными исканиями. В докладе рассмотрим, каким образом этот сложный, противо­речивый процесс повлиял на развитие замысла «Мертвых душ» и сказался на его воплощении.

Подробнее...

В Москве родились и выросли многие великие русские пи­сатели: Пушкин и Лермонтов, Грибоедов и Достоевский — список имен можно продолжать долго. Для других Москва стала любимым городом уже в зрелые годы, войдя в их твор­чество яркой страницей. Но, кажется, Гоголь почти никак не связан с древней русской столицей. 

Он родился на Украине, детство и юность провел на Полтавщине. Васильевка, Нежин, Сорочинцы. Миргород — вот места, где проходила жизнь пи­сателя в ранние годы. Потом был Петербург, новые знакомст­ва, блестящий успех и отъезд за границу — на долгие годы. Кажется, что с Москвой его ничего не связывало. Но это не так, более того — именно здесь находится, наверное, лучший памятник писателю; его именем назван бульвар в центре горо­да. И все же есть ли основания считать, что Гоголь в Москве занял свое особое место? Что связывало его с этим городом, с кем он дружил, какие места любил посещать? На эти вопросы постараемся дать ответ в докладе.

Подробнее...

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.