logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Под понятием доклад рассматриваем письменное или уст­ное изложение определенного вопроса, а также его обоснова­ние. Существует ряд определенных требований к докладу в независимости оттого, где будет прослушиваться материал: в классе на уроке или на факультативе, или дополнительном за­нятии. Эти требования следующие:

точность в части фактического материала, содержатель­ность и обоснованность выводов;

составление с учетом точки зрения адресата (того челове­ка или той аудитории, к кому обращен доклад; если вы рассматриваете в своем докладе какую-то литературную проблему, то будьте более эмоциональны);

Подробнее...

Возникновение устного поэтического творчества русского народа связано прежде всего с образованием древнерусского государства в IX-вв. Устное народное творчество Древней Руси с X до середины XVI века включительно совершенно не фиксировалось письменно. Наши сведения об этом древнем периоде поэтического творчества черпаются лишь из косвен­ных источников.

Это первое художественное творчество человека развива­лось в тесной связи с его отношением к природе, к труду, в свя­зи с представлениями человека об окружающем мире, его месте в этом мире. Поэтому первыми произведениями устного народ­ного творчества были обрядовые песни, заговоры, заклинания, которые помогали человеку бороться с непонятными природ­ными явлениями, просить помощи у языческих богов.

Подробнее...

Само название «былина» показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть песнями о старине. Термин былины введен в употребление в 30-х годах XIX века любителем ученым Са­харовым на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» (конец XII в.) «былинах сего времени». Все былины мож­но условно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Большинство ученых пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтвержда­ется и их содержанием: в большинстве былин действие проис­ходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира. Но, к сожалению, до нас не дошли записи былин того древнего пе­риода. Былины стали записываться только в начале XVII века, поэтому сложно сказать, какими именно были первоначально созданные народом былины.

Подробнее...

Исполняли на севере былины лишь особые их любители и знатоки, так называемые «сказители», для которых, однако, оказывание старин отнюдь не является профессиональным за­нятием, а было своего рода поэтическим искусством. 

Русские былины народ поет, точнее — сказывает торжественным, мер­ным речитативом. Исполнение былин требует особого художе­ственного отбора и мастерства. Сказители принадлежали чаще всего к хозяйственно крепким крестьянам. Сказителей часто приглашали участвовать в разных северных промыслах, напри­мер, в рыбной ловле, причем пение былин приравнивалось к самой работе, и сказитель получал равную долю с другими членами артели, а иногда и большую. Мастерство сказителя счита­лось профессией, представителей которой все уважали, ведь они приносили людям радость, без них жизнь была бы скучной, однообразной. 

Подробнее...

Само слово «богатырь» в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюр­ками заимствовано у азиатских арийцев. В других славянских языках это слово не известно, кроме польского, в котором оно является заимствованием из русского.

В Ипатьевской летописи слово «богатырь» встречается впер­вые в рассказе о татарских воеводах в 1240 году. Для обозначе­ния того понятия, которое теперь обозначается словом «бога­тырь», в древнерусском языке употреблялось слово «хоробр» или, с церковно-славянской окраской, «храбр». Иногда исполь­зовалось слово «молодец». Постепенно слово «богатырь» вытес­няет слово «храбр». Так, например, в Суздальской летописи (ру­копись XV века) рассказывается: «И Александр Попович ту убиен бысть с иними 70 храбрых»; в позднейших списках этой летописи вместо слова «храбрых» читаем «богатырей».

Подробнее...

Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьян­скую силу, силу русского народа. Микула Селянинович встре­чается в двух былинах: о Вольге и Святогоре. В былине о Святогоре он является носителем чудесной сумочки, в которой заключается тяга земная; в былине о Вольге он — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружи­на Вольги. У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и по­следняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.

Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с зада­нием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной ру­кой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», кото­рая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

Подробнее...

Былинные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстриро­вать героев, события былин, таким образом, выразив свое от­ношение к былинному творчеству. Одним из самых известных художников-иллюстраторов был Виктор Михайлович Васне­цов (1848-1926).

В.М. Васнецов родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3(15) мая 1848 г. в семье священника. Учился в духовной се­минарии в Вятке (1862-1867), затем в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где его на­ставником был художник И.Н. Крамской) и Академии худо­жеств (1868-1875).

Среди самых популярных живописных полотен Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распу­тье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половца­ми» (1880), «Аленушка» (1881), «Три богатыря» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Подробнее...

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У. Дж. Томе в 1846 году. С начала XX века термин используется и в узком, конкретном значении: словесное народное творчество. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования чело­веческой речи. 

Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религи­озные, мифические, исторические представления, а также за­чатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством кото­рых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различ­ными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства — музыкой, танцами, декоративным искусством. Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии — в народном об­ряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первона­чально представляла собой песню хора, сопровождаемую пля­ской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст им­провизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер. По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль слова. 

Подробнее...

Стимулом для возникновения древнерусской литерату­ры явилось принятие христианства, когда возникла необхо­димость познакомить Русь со священным писанием, с исто­рией церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевода с грече­ского и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для соз­дания литературы. В отличие от западноевропейских стран Русь приняла христианство поздно, лишь в десятом столе­тии, в 988 году. Первоначальное развитие русской литера­туры происходило под влиянием Византии — то есть Вос­точной Римской империи со столицей в Константинополе. Древнейшие литературные памятники восходят к XI веку и написаны на старом церковнославянском языке. Наиболее ранние из сохранившихся рукописей были созданы в Киеве, находившемся тогда на перекрестке важнейших междуна­родных торговых путей и представлявшем собой один из самых процветающих и культурных городов средневековой Европы.

Подробнее...

Источником познания нашей истории является летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись — погодное описание событий, происходивших на Руси в течение нескольких веков.

Почетное место в летописной литературе занимают исто­рические труды. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие записи в одну-две строки. Постепенно ле­тописи становятся подробными. Благодаря историкам Шахма­тову и Насонову удалось восстановить интересную историю летописного дела.

Первая летопись была составлена в X веке. Она была при­звана отразить историю Руси со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Ученые считают, что до появления летописи существовали отдельные записи: устные рассказы и церковные. Это истории о Кие, о походах русских войск против Византии, о путешествиях Ольги в Константино­поль, об убийствах Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни, жития святых. К первой летописи можно отнести «Поучение детям» Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Яросла­ва Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знали ни Болгария, ни Византия. Следующий свод был написан Никоном.

Подробнее...

Владимир-Василий Всеволодович, прозванный Монома­хом, великий князь киевский, сын В. Ярославича — самый за­мечательный из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую па­мять. Владимир Мономах родился в 1053 году. Когда отец его Всеволод занял престол в Киеве, Мономах занял престол в Чернигове. В 1079 году Олег Святославич вместе с братом Романом и половцами хотели попытаться выгнать Мономаха из Чернигова, но это им не удалось: Владимир остался в Чер­нигове, владея в то же время и Смоленском. Ему приходилось бороться с князьями полоцкими, с полудикими вятичами, с половцами и тюрками. 

Подробнее...

Возникновение литературы в Древней Руси связано с при­нятием христианства и появлением письменности на Руси. Первыми книгами, появившимися на Руси, были переводные церковные книги. В начале XI века появляются первые собст­венно русские произведения — летописи, поучения, сказания и др., написанные либо высокообразованными монахами, либо знатными людьми. Древнерусская литература просуществова­ла вплоть до конца XVII века.

Древнерусская литература начинается в X веке. В 988 году Русь приняла христианство, которое стало государственной религией. Здесь большую роль сыграли монахи Кирилл и Мефодий: они придумали славянский алфавит.

Подробнее...

Житийная литература — это литература, посвященная жизни и описанию святых. В Древней Руси этот термин обо­значал: биография, жизнеописание знаменитых епископов, патриархов, монахов, основателей монастырей. Такие биогра­фии-жития называют агиография.

Агиография — литература, посвященная святым. Такая биография часто писалась друзьями святого после его смерти, но не ранее канонизации, т.е. официального признания церко­вью святым. Цель такой биографии — поведать о жизни и подвигах святого, прославить его память и сохранить воспо­минание о необыкновенном человеке. В Древней Руси все жи­тия переводились с греческого языка. Эти переводные жития, появившиеся в конце X — начале XI веков, и положили нача­ло житийной литературе на Руси.

Подробнее...

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в конце 40-х годов XVI века писателем и публицистом Ермолаем- Еразмом. В 40-е годы он был священником в Пскове, затем про­топопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, а в 60-е го­ды постригся в монахи. Перу Ермолая-Еразма принадлежит еще несколько сочинений, которые свидетельствуют о высокой обра­зованности автора, его симпатиях к крестьянству и неприязни к вельможам и боярам. «Повесть о Петре и Февронии» писалась как житие святых, «новых муромских чудотворцев», в связи с происходившими в 1547 и 1549 годах соборами по канонизации различных русских святых — официальным признанием церко­вью святости тех или иных местно чтимых подвижников церкви.

Подробнее...

О времени возникновения «Повести о Петре и Февронии Муромских» идут споры. Одни исследователи относят ее к XV в., другие — к началу XVI. Судя по тому, что церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился уже во второй половине XV века, вероятнее, что «Повесть» в каком-то неиз­вестном нам первоначальном виде была составлена уже в это время. Однако свой окончательный вид «Повесть» приобрела, как это доказала сейчас Р.П.Дмитриева, под пером Ермолая-Еразма— писателя, работавшего в середине XVI века.

«Повесть о Петре и Февронии» представляет собой соеди­нение двух фольклорных сюжетов: одного о змее- соблазнителе и другого — о мудрой деве. Сюжеты эти в «По­вести» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть пре­тендует на историческую достоверность.

Подробнее...

О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скуд­ные сведения. Он родился 19 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской Архангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор коми-зырянки Елены Ивановны (урожденной Сивковой) Ломоносовых. Отец, по от­зыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем неве­жестве воспитанный». Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет. 

В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через не­сколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семеновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой». 

Подробнее...

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил в море на ловлю рыбы. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше, и Михаил Ломоносов отправился в Москву пешком, с обозом мороженой рыбы. В Москве, чтобы поступить в Славяно- греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сы­на дворянина. А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии.

Годы упорного труда на пути к знаниям — и Михаил Ва­сильевич Ломоносов становится крупнейшим ученым.

Подробнее...

Ода — жанр лирической поэзии; торжественное, патетиче­ское, прославляющее произведение. В литературе различают оды хвалебные, праздничные, плачевные. По своей природе оды Ломоносова — это произведения, предназначенные для произнесения вслух. Торжественные оды создавались с уста­новкой на чтение вслух перед адресатом; поэтический текст торжественной оды рассчитан на то, чтобы быть звучащей ре­чью, воспринимаемой на слух. В оде заявлялась определенная тема — историческое происшествие или событие государст­венного масштаба. 

Ломоносов начал писать торжественные оды с 1739 года, и его первая ода посвящена победе русского ору­жия — взятию турецкой крепости Хотин. В 1764 году Ломоно­сов написал свою последнюю оду. За весь творческий период он создал 20 образцов этого жанра — по одной в год, и посвя­щены эти оды таким крупным событиям, как рождение или бракосочетание наследника престола, коронация нового монар­ха, день рождения или восшествия на престол императрицы. Уже сам масштаб одического «случая» обеспечивает торжест­венной оде статус крупного культурного события, своего рода культурной кульминации в национальной духовной жизни.

Подробнее...

Гаврила Романович Державин (1743-1816) родился в семье мелкопоместного казанского дворянина. Все состояние семьи заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала будущему поэту получить образование. Лишь в 16 лет смог он поступить в Казанскую гимназию, но проучился там недолго. В 1762 году Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: он должен был начать службу рядовым и только через десять лет получил офицерский чин. В те годы он уже был поэтом. Пребывание в солдатской среде позволило Державину проникнуться духом простого русского народа.

Поэтическая слава пришла к Г.Р. Державину только в сорок лет, после появления оды «Фелица», посвященной Екатерине И. Поэт был обласкан государыней и вскоре получил назначение на пост губернатора Олонецкой губернии. На протяжении всей государственной службы Г.Р. Державин оставался честным и непреклонным человеком. Так, Александр I назначил поэта ми­нистром юстиции, но затем отстранил его от дел, объяснив свою позицию недопустимостью столь «ревностной службы».

Подробнее...

Выдающийся русский поэт В.А. Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии. Он был внебрачным сыном поме­щика И.А. Бунина и пленной турчанки Сальхи, подаренной Бунину. Отца своего Жуковский почти не знал и никогда не говорил о нем. Мальчика принял друг Буниных, бедный дво­рянин Андрей Григорьевич Жуковский, от которого новорож­денный получил свое отчество и фамилию.

Первоначальное обучение мальчика шло очень туго: в 11 лет его исключили из тульского народного училища, «за не­способность», после этого он поселяется в Туле, в семье своей крестной матери В.А. Юшковой, одной из дочерей Бунина. Дом Юшковой был центром всей умственной жизни города. Вокруг любезной хозяйки был целый кружок лиц, преданных литера­турным и музыкальным интересам. Уже в 12 лет будущий поэт сочинял пьесы для постановки на домашней сцене. В 1797 году Жуковский был определен в Благородный университетский пансион в Москве. Пребывание там (1797-1800) — важный пе­риод творческого формирования будущего поэта. Обширных познаний пансион не давал, но ученики под руководством пре­подавателей нередко собирались читать свои литературные опыты. Лучшие из произведений печатались в периодических изданиях. Один из лучших учеников, Жуковский в 1800 году окончил пансион с серебряной медалью.

Подробнее...

Баллада — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического или герои­ческого характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Баллада воз­никла во Франции в конце XIII века. 

Жанр баллады был попу­лярен в Германии в конце XVIII - начале XIX века, в период развития романтизма. Содержание немецкой баллады имеет мрачный, фантастический характер. Самый популярный при­мер — баллада Гете «Лесной царь». Баллада «Лесной царь» (1818) подчеркнуто немецкая по жанру и национальному ко­лориту. Жуковский был знаком с великим немецким поэтом, посвятил ему несколько стихотворений, его классический пе­ревод «Лесного царя» был данью уважения к Гете и вместе с тем творческим соревнованием, стремлением перевести зна­менитую балладу не просто на русский язык, но на язык новой русской культуры, на язык лирической поэзии национального романтизма.

Подробнее...

Впервые родители Александра Пушкина встретились в до­мике Марии Алексеевны (бабушки Пушкина) как дальние «род­ственники». Но скоро меткий Купидон пронзил их сердца стре­лами, отравленными сладким ядом любви. После этого им ничего другого не оставалось, как взвалить на свои плечи тяже­лые и не всегда приятные, вериги семейной жизни. 

После брако­сочетания молодые решили обосноваться в Москве, поскольку жизнь в ней была гораздо дешевле, чем в Северной столице. А это было очень важно для молодоженов, ибо их семейный бюд­жет был весьма скромен. О приобретении собственного дома не могло быть и речи, и они сняли квартиру в Немецкой слободе. В то время это был один из самых отдаленных районов города. Но зато своей чистотой и опрятностью он весьма выгодно отличался от других мест тогдашней Москвы. Первым ребенком в семье была дочь Ольга. А 26 мая 1799 года на свет божий появился и сам будущий поэт. Далее состав семьи обогатился еще тремя мальчиками. Из них наибольший след в истории семьи оставил третий сын, Лев, бесспорно не лишенный некоторого таланта, но предпочитавший вести рассеянный образ жизни и делать боль­шие долги, перекладывая их на плечи старшего брата.

Подробнее...

Поэма (от греческого poiein — творить) — лиро-эпический жанр литературы, повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя; крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.

В пушкинском творчестве поэмы занимают самое большое место наряду с лирикой. Пушкиным написано двенадцать поэм (одна из них — «Тазит» — осталась неоконченной), и еще более двенадцати сохранилось в набросках, планах, начальных строках.

В его творчестве этого времени находит свое воплощение тема русского государства, судьбы России в борьбе с Западом за свою самостоятельность — отзвук юношеских воспомина­ний Пушкина о событиях 1812-1815 гг. Параллельно с этим он поэтически разрабатывает и важнейшую тему многонациональности русского государства, пишет об исторической зако­номерности объединения в одно государственное целое мно­жества различных народов. В поэме «Полтава» эти темы развиваются на историческом материале борьбы России нача­ла XVIII века с сильнейшим тогда военным государством — Швецией. Здесь же Пушкин поэтически раскрывает свою оценку взаимоотношений России и Украины.

Подробнее...

«Полтава» как ни одна из предшествующих поэм Пушкина вызвала огромный интерес, сразу же после своего появления было опубликовано много критических статей. Известно, что и сам поэт, до этого никогда не принимавший участия в дис­куссиях о своих произведениях, активно обсуждал новую по­эму. Он определил ее как произведение «совсем оригиналь­ное». Вероятно, именно эта оригинальность и стала причиной споров вокруг «Полтавы».

Основная особенность поэмы «Полтава», озадачившая со­временников, заключается в необычности жанровой формы, которая складывалась тогда в творчестве великого поэта Пуш­кина. Время создания поэмы (1828-1829) совпало с эпохой крушения жанровых канонов классического искусства, с од­ной стороны, и с периодом господства нового, весьма своео­бычного литературного вида — романтической поэмы, с дру­гой стороны. «Полтава», как замечает Н.Измайлов, «сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами... В общем, она по жанру, по стилю, и языку явля­ется, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина». Таким образом, интересным и важным оказывает­ся рассмотрение этой сложности и оригинальности «Полтавы» именно с точки зрения сочетания в ней эпического и лириче­ского начал.

Подробнее...

Одна из важных тем, которые А.С. Пушкин поднимает в сво­ей поэме «Полтава», — тема многонациональности русского го­сударства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с рус­ским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшего­ся при помощи шведских войск оторвать Украину от России. 

В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей ро­дины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу, и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, даже назвав в рукопи­си свою поэму «Мазепа». В своей поэме Александр Пушкин ри­сует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Пет­ра I. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:

Подробнее...

Карл XII (17 июня 1682-30 ноября 1718) — король Шве­ции в 1697-1718, полководец, потративший большую часть своего царствования на продолжительные войны в Европе. 

Карл XII взошел на трон после смерти отца Карла XI в воз­расте 15 лет и надолго покинул страну спустя 3 года, при­ступив к многочисленным военным кампаниям за пределами страны с целью окончательно сделать Швецию доминирую­щей силой в Северной Европе. Тем временем Петр отбил у Карла часть прибалтийских земель и основал на отвоеванных землях новую крепость Санкт-Петербург. Это заставило Карла принять фатальное решение о нападении на русскую столицу Москву.

Подробнее...

Поэма «Полтава» (1828), «Стансы» (1827), исторический роман «Арап Петра Великого» (1827), петербургская повесть «Медный всадник» (1833), «История Петра» — таков круг ос­новных трудов Пушкина, непосредственно связанных с темой Петра Великого. «Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой. В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху, и, как казалось ему и его ближайшим друзьям-поэтам, он успешно осуществил эту задачу.

Первая тема «Полтавы» — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильней­шими противниками. Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями — нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг». Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим вра­гом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.

Подробнее...

Вещий Олег (т.е. знающий будущее) (умер в 912 году) — великий древнерусский князь, что пришел к власти сразу по­сле легендарного Рюрика, первого правителя Руси. Именно вещему Олегу принадлежит заслуга образования древнерус­ского государства — Киевская Русь с центром в Киеве. 

Про­звище Олега — «вещий» — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий. В древнерусских лето­писях говорится, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу, так как сын Рю­рика, Игорь, был мал годами. Сей опекун Игорев скоро про­славился своей отважностью, победами, благоразумием и лю­бовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племен, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры.

Подробнее...

Шел 1814 год, русские войска возвращались из-за границы и вступали в опаленную пожаром Москву. Она, ликуя, встреча­ла победителей. В маленьком домике у Красных Ворот, в ночь на 3 октября 1814 года, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство этого мальчика. Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лер­монтова был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним поня­тиям, неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла его отца. На этой почве начались семейные распри.

Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы — в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта. Тарханы обогатили Лермонтова впечат­лениями, которые оказались важными для воспитания его харак­тера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красо­ту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта. Услышал и полюбил народные песни и предания о волж­ских разбойниках, а также о Стеньке Разине и Пугачеве.

Подробнее...

В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардей­ских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направля­ется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартиро­ванный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Ва­сильевича, молодого опричника и удалого купца Калашнико­ва». Именно тогда формируются взгляды поэта на историче­скую судьбу России. М.Ю.Лермонтова интересует прошлое России как этап в развитии жизни страны.

Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837, напечатана в 1838-м), которая была написана в один год со «Смертью поэта», а вышла наряду с «Тамбовской казначейшей», отражающей ее высокий трагизм в кривом зеркале современности. К русскому средневековью Лермонтов обращался и раннее — в «Последнем сыне вольно­сти», «Литвинке», «Боярине Орше», противопоставляя высокий дух прошлого низменному безвременью 30-х.

Подробнее...

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.