logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока: закрепление знаний по теме «Членистоногие. Насекомые». На основании изученного материала провести лабораторную работу по особенностям строения насекомых. Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения майского жука.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: рабочие тетради, плакаты, рисунки; натурные объекты – коллекции насекомых, майские жуки, набор препаровальных игл и необходимой оптики.

ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Внешнее строение насекомого». Лабораторная работа.

Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого»

Лабораторная работа выполняется на основании разработки в рабочей тетради.

Ход работы.

1. Рассмотреть внешнее строение насекомого. Определить отделы тела. Тело насекомого состоит из трех отделов: головы, груди, брюшка.

2. Описать и зарисовать строение насекомого (голову, брюшко, конечности, крылья).

На голове насекомого расположены органы чувств и ротовые органы: верхняя губа в виде пластинки, верхние и нижние челюсти, нижняя губа. Челюсти и нижняя губа с боков и снизу ограничивают ротовое отверстие. На нижней губе и нижних челюстях есть по паре щиупиков – органов вкуса и осязания. Фасеточные глаза располагаются по бокам головы. Между глазами находятся усики – органы обоняния.

Грудь насекомого состоит из трех частей – передне-, средне– и заднегруди, на каждой находится пара ног. На средней и задней частях груди находятся крылья. Все жуки имеют жесткие надкрялья – измененные передние крылья, которые задние перепончатые крылья и мягкую спинную часть брюшка. У бабочек, стрекоз, пчел и т. д. все крылья по плотности одинаковые.

3. Рассмотреть с помощью лупы органы насекомого и подписать их названия (пищевод, желудок, кишка, мальпигиевы сосуды, трахеи, окологлоточное нервное кольцо, грудные нервные узлы, яичники с трубчатыми яйцеводами. Заканчивающиеся единым непарным яйцеводом (у самок) и два семенника, переходящие в семяпроводы, объединяющиеся в непарный семяизвергательный канал (у самцов).

4. Сделать выводы по работе.

Появление наружного скелета и развитие специализированных групп мышц у членистоногих и в частности у насекомых, повысило скорость и способы (прыжки, полет) передвижения этих животных. Органами передвижения являются ноги и крылья. Кровеносная система незамкнутая, как и у моллюсков. Сердце представлено мускулистой трубкой, расположенной в спинной части над кишечником. Обратному оттоку препятствуют клапаны. Дыхательная система представлена трахеями – разветвленными тонкими трубочками, воздух попадает через дыхальца. Нервная система – окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка. Головной мозг образован скоплением нервных клеток. У членистоногих появляется пищеварительная железа – печень, помогающая перевариванию пищи. Органами выделения являются мальпигиевы сосуды, открывающиеся одни концом в заднюю кишку. А свободные концы располагаются в полости тела и омываются кровью. Нервная система насекомых (членистоногих) сравнима с нервной системой кольчатых червей. Надглоточный нервный узел увеличивается. Органы зрения – глаза простые или фасеточные (сложные). Насекомые способны видеть ультрафиолетовую часть спектра.

Насекомые распознают цвета. Насекомые раздельнополые. Оплодотворение внутреннее.

Домашнее задание

Повторить тему: тип Членистоногие.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.