logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока: рассмотреть общее строение рыб, их связи с водной средой, охарактеризовать внешний вид и системы органов рыб.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, фотографии, таблицы с изображениями хрящевых и костных рыб.

ХОД УРОКА

 

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб, их внешнее и внутреннее строение».

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. Перечислите основные признаки животных из типа Хордовые. (Наличие хорды на определенных стадиях развития.)

2. Назовите основные подразделения типа Хордовые (подтипы, классы).

3. Объясните название подтипа Бесчерепные и класса Головохордовые. Почему один из подтипов называется Личиночно-хордовые? (Потому что у его представителей хорда имеется только на стадии свободно плавающей личинки.)

4. Объясните название подтипа Позвоночные (Черепные.)

5. Выскажите предположения о возможном происхождении названий некоторых классов подтипа Позвоночные: Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Млекопитающие.

6. Имеется ли хорда у человека? (Да, она появляется только на ранних стадиях эмбрионального развития и замещается позвоночником еще до рождения ребенка.)

Изучение нового материала

Активизация знаний.

Перед объяснением нового материала можно спросить у учащихся – где живут рыбы?; какие виды и группы рыб они знают?; каких рыб ловят рыбаки в местных водоемах?

Вначале следует особо подчеркнуть, что все рыбы, объединенные в над-класс, являются типично водными животными, имеют приспособления для плавания.

Рассматривая внешнее и внутреннее строение рыб, необходимо подчеркивать связь с водным образом жизни.

1. Внешний облик, скелет и мышечная система. Отметить обтекаемую форму тела у большинства видов; наличие непарных плавников: спинного, брюшного, хвостового (главный двигатель для поступательного движения в воде); строение скелета: осевого (позвоночник), парных конечностей, черепа (мозговая коробка, челюсти, жаберные дуги и крышки).

2. Нервная система. Отметить наличие головного и спинного мозга, назвать органы чувств: свойственная рыбам боковая линия, позволяющая им улавливать колебания воды; вкусовые рецепторы, глаза, слуховой анализатор.

3. Кровеносная система. Отметить ее замкнутость, наличие мускульного двухкамерного сердца, состоящего из желудочка и предсердия (если имеется таблица кровеносной системы, можно спросить у учащихся – в какую сторону движется кровь?)

4. Дыхательная система. Рассмотреть работу жабр, отметить их щелевидную форму у хрящевых рыб и наличие у костных рыб жаберной крышки, прокачивающей воду сквозь жабры для снабжения крови кислородом.

5. Пищеварительная система. Рассмотреть органы пищеварения и их функции. Отметить наличие у костных рыб плавательного пузыря и его значение для изменения объема и, следовательно, удельного веса рыбы, что облегчает ей перемещение вверх и вниз (у открытопузырных видов рыб (костные панцирные щуки и хрящевые осетровые ганоиды, сельдеобразные, карпообразные и др.) воздух для изменения объема заглатывается ртом в кишечник и через специальный канал попадает в пузырь; у закрытопузырных рыб (окунеобразные и др.) связи с кишечником нет, а газовый объем в пузыре регулируется через оплетающие его кровеносные сосуды).

6. Выделительная система. Рассмотреть строение и местоположение почек.

7. Органы размножения. Изучить строение органов размножения самца и самки, отметить оплодотворение в воде икры самок молоками самцов, упомянуть редкие случаи заботы о потомстве: гнездо из травы у корюшки и из пены – у некоторых аквариумных рыбок; вынашивание во рту оплодотворенной икры и мальков самцами африканских тилапий или в специальной брюшной сумке – морским коньком.

Закрепление изученного материала

1. Какие приспособления к обитанию в водной среде характерны для рыб?

2. Можно ли по чешуе определить возраст рыбы? (На рисунке (с. 177) хорошо видны годовые кольца рыбьей чешуйки.)

3. Как осуществляется дыхание у рыб и почему они задыхаются на воздухе? (Потому что газообмен возможен только через влажную дыхательную поверхность.)

4. Какую функцию выполняет плавательный пузырь? (Гидростатический орган.)

5. Почему кровеносная система называется замкнутой? (Движение крови проходит по сосудам и не изливается в полость тела.)

6. Перечислите органы пищеварения рыб. (Язык, глотка, пищевод, желудок, печень и желчный пузырь, кишечник. Анальное отверстие. У рыб пищеварительная система характеризуется большой дифференцировкой на отделы и удлинением всего пищеварительного тракта. Появление челюстей и зубов обеспечивает активный захват и удержание добычи. Зубы имеют одинаковое строение и сменяются в течение всей жизни.)

7. Почему рыбы относятся к холоднокровным животным?

8. Как происходит оплодотворение икры у рыб? (Рыбы – раздельнополые, встречается половой диморфизм. Половые железы располагаются рядом с почками и имеют обычно парное строение. Семенники лентовидной формы, а яичники имеют зернистое строение. Оплодотворение наружное, икрометание, у многих хрящевых рыб и некоторых костистых наблюдается внутреннее оплодотворение и яйцеживорождение.)

9. У каких рыб наиболее выражена забота о потомстве?

Домашнее задание

1. Повторить внешнее и внутреннее строение рыб.

2. Дать названия частям скелета и внутренним органам рыб.

3. Подготовить сообщения по темам «Акулы» и «Скаты».

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.